Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.
Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…
Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.
Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.
Программа кружка «Пресс-центр» предлагается для учащихся 3-9 классов как элемент активации деятельности учащихся.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.
Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Цели:
1) Познакомить с основами профессии журналиста.2) Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
3) Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
4) Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.
5) Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
6) Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.
4. Научить самооценке своей работы.
Развивающие:
1. Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.2. Развить диалогическую и монологическую речь.
3. Развить память, воображение, мышление.
4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательные:
1. Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.2. Формирование основных этических норм и понятий.
3. Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты
1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.2. Расширение кругозора учащихся.
3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Свободное владение печатным словом.
6. Воспитание активной гражданской позиции.
7. Публикация статей членов творческого объединения в школьной газете «Школьный вестник».
Формы занятий
1. Лекции.2. Семинары.
3. Практикумы.
4. «Круглый стол».
5. Встречи с интересными людьми.
6. Экскурсии.
Методы и приемы
1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).2. Наглядный.
3. Проблемный.
4. Игровой.
5. Диалоговый.
6. Экскурсии.
7. Проектный (создание, издание и распространение школьной газеты).
Критерии отслеживания программы
1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.2. Развитие креативного мышления учащихся.
3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.
4. Написание сочинений разных жанров.
5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.
6 Участие в районных конкурсах.
Программа творческого объединения «Пресс-центр» ориентирована на дополнительное образование учащихся 3-9 классов и рассчитана на 1 год. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.
Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие школьников вопросы.
Наша газета называется «Школьный вестник». Ее содержание во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории – активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик – учитель – родитель.
Школьная газета даёт возможность информировать школьников, учителей и родителей о важнейших событиях школьной жизни.
Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек. Это ребята разных классов, с третьего по девятый.
Содержание каждого номера обсуждается на собрании редколлегии, на заседаниях кружка «Пресс-центр». Таким образом, издание школьной газеты – это хорошая журналистская школа.
Конечно, и в техническом отношении газета – это школа, так как школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.
Учебно-тематический план занятий кружка «Пресс-центр» (68 ч)
№ занятия
Тема занятия
3-4 кл
5-9 кл
Форма
1, 2Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей, планирование сентябрьского номера.
1час
1час
Лекция, ИКТ, Круглый стол
3
Инструктаж. Работа в редакторе Word
-
1 час
Практическая раб
4
Инструктаж. Разбор рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями
1 час
-
ИКТ, индивидуальная беседа
5
Импорт картинок и фото.
-
1 час
Практическая раб
6
Знакомство с клавиатурой. Набор текста
1 час
-
ИКТ, практическая работа
7
Выпуск номера. Сентябрь.
1
Практическая раб
8, 9
Работа с цифровым фотоаппаратом. Пейзаж. Портрет.
1 час
1 час
Практическая работа, лекция
10
Фотоаппарат и ПК. Фотообработка в различных редакторах.
1 час
Лекция, Практическая работа
11
Обработка фотографий.
1 час
Лекция, Практич. работа
12, 13
Распределение ролей. Идеи. Новинки. Конкурсы.
1 час
1 час
Круглый стол
14
Интервью друг у друга.
1 час
-
Игра
15
Набор материала. Интервью. Учитель.
1 час
ИКТ, практическая работа
16, 17
Выпуск номера. Октябрь.
1 час
1 час
Практическая работа
18, 19
Итоги нашей работы. Обсуждение выпусков, анализ, распределение ролей
1 час
1 час
Круглый стол
20
Интервью по телефону.
1 час
-
Практикум
21
Вёрстка.
-
1 час
Практич. раб.
22
Репортаж с места. (Про классный час)
1 час
-
Лекция с заданием.
23
Репортаж с места событий
-
1 час
Лекция с заданием
24, 25
Работа с набросанными статьями. Выпуск ноябрьского номера.
1 час
1 час
Беседы
26, 27
Распределение статей.
1 час
1 час
Круглый стол
28, 29
Работа с архивами.
1 час
1 час
Музей, библиотека
30
Выпуск номера. Декабрь.
1 час
Практическая работа на ПК
31, 32
Материал из глобальной сети.
1 час
1 час
Работа с ПК (ИКТ)
33, 34
Распределение ролей.
1 час
1 час
Круглый стол
35, 36
Редактирование материала
1 час
1 час
Беседы
37, 38
Набор материала, выпуск газеты. Январь.
1 час
1 час
Практикум
39, 40
Проблематика. Патриотизм. Распределение ролей.
1 час
1 час
Круглый стол
41, 42
Корректировка материала. Выпуск газеты. Февраль
1 час
1 час
Практическая работа
43, 44
Лирика. Семья. Распределение.
1 час
1 час
Лекция, круглый стол
45, 46
Работа с текстом.
1 час
1 час
Практикум
47, 48
Набор. Выпуск номера. Март.
1 час
1 час
Практикум
49, 50
Газетный юмор. Распределение.
1 час
1 час
Лекция, ИКТ, круглый стол.
51
Работа с источниками. (библиотека)
1 час
-
Практикум.
52
Работа с источниками (Интернет)
-
1 час
Практикум
53, 54
Корректировка материала
1 час
1 час
Беседы.
55, 56
Набор текста статей.
1 час
1 час
Практикум
57, 58
Выпуск газеты. Апрель
1 час
1 час
Практикум
59, 60
Распределение ролей.
1 час
1 час
Круглый стол
61, 62
Сочиняем сами.
1 час
1 час
Тренинг
63, 64
Работа с материалом. Редактирование.
1 час
1 час
Беседы
65, 66
Выпуск номера.
1час.
1 час
Практикум
67, 68
Обзор изданий
1 час
1 час
ИКТ
34 ч
34 ч
Библиографический список
1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.2. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969