Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Матвеева Г.П. Инновационная методическая работа как организационный аспект работы с педагогическими кадрами в Центре дополнительного образования детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf



Инновационная методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
За годы работы Центра методистами работали высоко квалифицированные кадры нашего улуса. Никифоров Анатолий Андреевич 1999-2000 г.г., Чомчоева Елена Михайловна- 1999-2001 г.г., Бурнашева Федора Дмитриевна 2001-2003 г.г., Васильева Зинаида Иннокентьевна-2003-2008 г.г., Аманатова Изабелла Николаевна-2008-2015 г.г.. В каждом этапе и становлении Центра они возложили немало усилий для развития и укрепления методического обеспечения учреждения.
На 2016-2017 учебный год были выделены следующие направления деятельности методической работы: работа над единой методической темой, индивидуальная работа с педагогами, диагностика-аналитическая, организационно-педагогическая деятельность, консультативная, издательская, программно-методическое обеспечение педагогической деятельности. В данный момент проводится работа по систематизации педагогического опыта: методические, педагогические советы, контроль и руководство за работой объединений, изучение и обобщение передового педагогического опыта, проведение выставок, открытых занятий, улусных мероприятий, выездных конкурсов, мастер-классов Так в Центре дополнительного образования детей на 2016-2017 учебный год работают 16 педагогов. Из них имеют 2 высшую квалификационную категорию, 6- первую категорию. Идет работа по повышении квалификации педагогов. За учебный год прошли курсовую подготовку 95% педагогов. Фундаментальными курсами охвачены 10 педагогов, курсами ИРО И ПК охвачены 100%.
Для систематизации педагогического опыта, проводились взаимопосещения занятий педагогов. Так всего проведено 16 занятий, даны отзывы и рекомендации. По итогам таких мероприятий планируется выпуск брошюр конспектов занятий педагогов дополнительного образования.
На базе ЦДОД проводился республиканский семинар «Индивидуализация в дополнительном образовании детей». Всего участвовало 260 педагогов из 6 улусов республики и города Якутска. Были проведены мастер классы, выставки, открытые занятия, круглые столы. В 2015 году учреждение стал лауреатом IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» в номинации «100 лучших организаций дополнительного образования детей России». Коллектив стремится новым свершениям и успехам, 2015 году - кандидат республиканской инновационной площадки МО РС(Я) по теме «Творческие лаборатории, как единое социокультурное и образовательное пространство в условиях ЦДОД в Усть-Алданском улусе», в этом учебном году по итогам конкурса между учреждениями дополнительного образования Центр получил статус Опорного центра дополнительного образования в РС(Я
Издана брошюра «Открывая Мир Творчества» по статьям педагогов Центра дополнительного образования детей, выпустили электронные методические пособия педагогов.
Для преодоления затруднений в работе педагогов, проводятся методический совет, совместные составления планов и отчетов, индивидуальные консультации, работа над самообразованием. Обучения навыкам овладения компьютерной технологии, применения новых технологий педагогами.
Педагоги Центра дополнительного образования детей проводят занятия в реабилитационном центре, выступают с мастер-классами соответствующие уровню развития таких детей. Хочется отметить работу педагога дополнительного образования Лыткина Александра Платоновича. Он систематически проводит занятия и мастер классы в реабилитационном центре, детьми ОВЗ на дому.
Решение задач программного обеспечения осуществляется в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Так как программа является нормативно-правовым документом, то все программы, разработанные педагогами, были приведены в соответствие единым требованиям.
Для взаимодействия с родителями обучающихся были разработаны методические рекомендации для проведения в каждом объединении родительских собраний в начале и в конце года, на которых родителей знакомят с успехами их детей, проводят выставки работ обучающихся.
Методическая помощь заключается в разработке методических рекомендаций, памяток для педагогов дополнительного образования по вопросам организации образовательного процесса в детском объединении; методического обеспечения дополнительной образовательной программы; а так же по индивидуальным запросам педагогов.
Таким образом, правильно организованная методическая работа по инновационной деятельности обеспечивает продуктивность педагогической деятельности и саморазвития педагога. Коллективная же компетентность педагогического коллектива соответственно обеспечивает продуктивность функционирования учреждения дополнительного образования детей, его превращение в саморазвивающуюся систему.

Список использованной литературы

1.     Алексеева Л. Инновационные технологии как ресурс эксперимента /Л.Алексеева // Учитель.- 2004. №3. – С.28-29.
2.     Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159с. - ISBN 5-09-003073-1
3.     Бобылкина М. Традиции и инновации в воспитательной системе гимназии / М.Бобылкина // Учитель.- 2008. №2. – С.44-46.
4.     Бухарова Г.Д., Жуков Г.Н., Берсенева Н.В. Роль методической службы в условиях инновационной деятельности ОУ СПО// Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков, Н.В. Берсенева // Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука – практике. Новые исследования». – 2005. №1. С. 36-44.
5.     Голубева Л.В. Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития учителя / Л.В. Голубева //Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2006. – С.3.
6.     Егоров О. Инновационная школа. Вчера, Сегодня. Сегодня. Завтра / О. Егоров // Народное образование. – 1999. № 7-8. – С. 212-215.
7.     Корчагин Н.В. Системно-функциональная технология деятельности мастера производственного обучения по формированию у учащихся профессионального училища правовой культуры / Н.В.
8.     Никишина И.В. Инновационные подходы в управлении методической работой/ И.В.Никишина// Технология управления методической работой в образовательном учреждении/ И.В.Никишина. – Волгоград: Учитель. 2007.
9.     Ширшина Н.В. Инновационные процессы в школе. Теоретические, технологические и диагностические аспекты становления и развития нового качества образования / Н.В. Ширшина // Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе/ Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
2018