Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Третьяков Ф.В., Новикова А.И., Барагамян А.Г. Роль семьи в формировании здоровых привычек у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

В последнее время остро встала проблема болезненности населения. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Результатом здорового образа жизни детей, как известно, является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения, а значит в первую очередь его родителей и педагогов детского сада, школы.
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:
·           поддержание физического здоровья;
·           отсутствие вредных привычек;
·           правильное питание;
·           толерантное отношение к людям;
·           радостное ощущение своего существования в этом мире.
Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.
Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону.
После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.
Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием.
Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».
Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Но в последнее время она отмечается все чаще и чаще даже у дошкольников. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей. Вот несколько советов как приучить ребенка к здоровому образу жизни и укрепить его здоровье:
- Для снятия возбуждения перед сном, можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли). Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый.
- Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано).
- Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.
- Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
- В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук.
- Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
- Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры, необходимо снять спортивную майку и надеть сухую, сменную.
- Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду.
Мы считаем, что психологический комфорт в семье является одним из основных факторов, влияющих на формирование здоровья наших детей. Хотелось бы затронуть проблему сегодняшнего времени – вредные, отрицательные привычки взрослых – табакокурение и употребление и даже злоупотребление алкогольных напитков, в частности – пива. Уважаемые родители, начинать надо с себя. Ведь культура пития, как и стиль поведения прививаются в семье. Ребенку интересно знать, что именно взрослые пьют из красивых бутылок, почему это им нравиться, почему родители и гости, выпив пару рюмок, становятся веселыми, смеются и поют. Он не понимает причину запрета. И может начать тайком подражать старшим. Важно выработать у ребенка правильные жизненные установки. У него не должно сложиться ложное убеждение, что алкоголь помогает решать проблемы, что это безобидный способ улучшить настроение и непременный атрибут любого праздника.
Чтобы ребенок понимал, чем опасен алкоголь, ему надо об этом рассказать. Детям надо знать, что спиртное в их возрасте может вызвать рвоту, расстройство желудка, головную боль, снизить внимание, ухудшить память.
Чтобы у ребенка не оставалось времени на безделье, постарайтесь увлечь его спортом, танцами, музыкой, туризмом и т. п. Выезжайте всей семьей на природу. Заведите домашнее животное. Пусть ребенок, заботясь о нем, поймет, что такое ответственность.
Если у вас появились подозрения, что с ребенком не все ладно, понаблюдайте за тем, в каком состоянии он приходит домой. Плохое настроение, тоска, тревога или раздражительность, чувства вины и собственной неполноценности, говорят о том, что нужно срочно обратиться за советом к психологу. Только ни в коем случае не угрожайте ребенку, не унижайте его.
Нам кажется, что гораздо приятнее и полезнее будет совместное проведение досуга с детьми с соблюдением правил здорового образа жизни. Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:
1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни.
В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни. Такие правила рекомендуется записать совместно с детьми и разместить на видном месте. И несомненно ребенок учится быстрее видя пример перед глазами, поэтому роль семьи в привитии здоровых привычек неоценима. Только родители могут приучить ребенка закалятся, делать зарядку и отдыхать соблюдая здоровые привычки.
Все вместе мы сможем воспитать здоровое поколение. Желаем вам успехов в формировании здоровых привычек у ваших детей!

Библиографический список:

1.       Карапетова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - М.: Издательство «Учитель», 2018г.
2.       Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - М: Издательство «Мозаика-Синтез», 2019г.
3.       Полтавцева Н.В., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М: Издательство «Сфера», 2013г.
2020