Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Пяткина А.С., Новикова Ю.С. Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Библиографическое описание:

Пяткина А.С., Новикова Ю.С. Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

У детей групп компенсирующей направленности проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы.

По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие.

Поэтому в своей работе мы начали использовать — балансировочную доску Бильгоу.

Цель нашей работыпреодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Исходя из цели, обозначились следующие задачи:

- развитие артикуляционной моторики через развитие кинестетического праксиса;

- развитие речевого дыхания;

- автоматизация звуков с балансировочной стимуляцией;

- развитие фонематических процессов;

- формирование слоговой структуры слова;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске.

Все упражнения выполняются в определенной последовательности, по принципу «от простого к сложному».

Ребенок стоит на поверхности доски и балансирует, удерживая равновесие, одновременно выполняя различные упражнения.

В своей работе мы используем следующие комплексы упражнений:

1. Комплекс упражнений на освоение балансировочной доски

- простые упражнения

- усложненные упражнения с использованием аксессуаров-предметов

2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками

3. Комплекс упражнения с мячами

4. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи (с цифрами и лого-мишенью с листами-вкладышами)

Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезеологические мешочки, сенсорные шарики, мячи, мишени с цифрами, лого-мишени и др.

Предлагаем возможные варианты упражнений:

· Упражнения на развитие эквилибристической реакции

- «Вот какая я ловкая»

- «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу» и др.

· Упражнения с массажными мячами и шариками Су-Джок

- «Ёжик»,

- «Ловкие пальчики» и др.

· Упражнения с гимнастической палкой и на развитие коммуникативных способностей (работа в паре)

- «Делай, как я»,

- «Дуэт» и др.

· Упражнения с мешочками

- «Ловкач»,

- «Меткий глаз» и др.

· Упражнения с мячом на развитие слоговой структуры слова

- «Умный мяч»,

- «Слоговая цепочка» и др.

· Упражнения с лого-мишенью на автоматизацию звуков и развитие лексико-грамматических категорий

- «Повторяй-ка»,

- «Один-много» и др.

· Упражнения с напольной мишенью с цифрами на развитие фонематических процессов и слоговой структуры слова

- «Попади в цель»,

- «Баскетбол» и др.

· Упражнения артикуляционной гимнастики

- «Лягушка» – «Хоботок»,

- «Часики» и др.

В итоге нашей работы мы ожидаем следующие положительные результаты:

- повышение эффективности коррекционных занятий;

- преодоление речевых нарушений;

- улучшение работы вестибулярной системы;

- развитие крупной и мелкой моторики;

- развитие зрительно-пространственных представлений;

- развитие зрительно-моторной координации;

- улучшение показателей внимания;

- улучшение саморегуляции и самоконтроля;

- повышение самооценки, уверенности в себе.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске.

Заниматься по данной методике нужно и важно. Она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у наших детей, тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.

Таким образом, балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующая их к достижению цели упражнения, способствующая развитию, обеспечивающая положительный эмоциональный фон.

Библиографический список

1. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда. – СПб.: «Издательство «Диля», 2019. 320 с.

2. Каткова Е.А. Методическое пособие: «Развиваем речь на балансире. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда. Мишень обратной связи для активизации речи у неговорящих детей и на этапе автоматизации звуков». Новоуральск, 2020. 34 с.

3. Френк Белгау Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. 2020. 48 с.
2023