Пяткина А.С., Новикова Ю.С. Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Библиографическое описание:
Пяткина А.С., Новикова Ю.С. Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
У детей групп компенсирующей направленности проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы.
По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие.
Поэтому в своей работе мы начали использовать — балансировочную доску Бильгоу.
Цель нашей работы – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Исходя из цели, обозначились следующие задачи:
- развитие артикуляционной моторики через развитие кинестетического праксиса;
- развитие речевого дыхания;
- автоматизация звуков с балансировочной стимуляцией;
- развитие фонематических процессов;
- формирование слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске.
Все упражнения выполняются в определенной последовательности, по принципу «от простого к сложному».
Ребенок стоит на поверхности доски и балансирует, удерживая равновесие, одновременно выполняя различные упражнения.
В своей работе мы используем следующие комплексы упражнений:
1. Комплекс упражнений на освоение балансировочной доски
- простые упражнения
- усложненные упражнения с использованием аксессуаров-предметов
2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками
3. Комплекс упражнения с мячами
4. Комплекс упражнений с мишенью обратной связи (с цифрами и лого-мишенью с листами-вкладышами)
Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезеологические мешочки, сенсорные шарики, мячи, мишени с цифрами, лого-мишени и др.
Предлагаем возможные варианты упражнений:
· Упражнения на развитие эквилибристической реакции
- «Вот какая я ловкая»
- «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу» и др.
· Упражнения с массажными мячами и шариками Су-Джок
- «Ёжик»,
- «Ловкие пальчики» и др.
· Упражнения с гимнастической палкой и на развитие коммуникативных способностей (работа в паре)
- «Делай, как я»,
- «Дуэт» и др.
· Упражнения с мешочками
- «Ловкач»,
- «Меткий глаз» и др.
· Упражнения с мячом на развитие слоговой структуры слова
- «Умный мяч»,
- «Слоговая цепочка» и др.
· Упражнения с лого-мишенью на автоматизацию звуков и развитие лексико-грамматических категорий
- «Повторяй-ка»,
- «Один-много» и др.
· Упражнения с напольной мишенью с цифрами на развитие фонематических процессов и слоговой структуры слова
- «Попади в цель»,
- «Баскетбол» и др.
· Упражнения артикуляционной гимнастики
- «Лягушка» – «Хоботок»,
- «Часики» и др.
В итоге нашей работы мы ожидаем следующие положительные результаты:
- повышение эффективности коррекционных занятий;
- преодоление речевых нарушений;
- улучшение работы вестибулярной системы;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие зрительно-моторной координации;
- улучшение показателей внимания;
- улучшение саморегуляции и самоконтроля;
- повышение самооценки, уверенности в себе.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске.
Заниматься по данной методике нужно и важно. Она убирает то, что мешает, помогает там, где это возможно. И чем больше помощников у наших детей, тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Таким образом, балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующая их к достижению цели упражнения, способствующая развитию, обеспечивающая положительный эмоциональный фон.
Библиографический список
1. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка. Диалоги невролога и логопеда. – СПб.: «Издательство «Диля», 2019. 320 с.
2. Каткова Е.А. Методическое пособие: «Развиваем речь на балансире. Метод мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда. Мишень обратной связи для активизации речи у неговорящих детей и на этапе автоматизации звуков». Новоуральск, 2020. 34 с.
3. Френк Белгау Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. 2020. 48 с.