Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Автайкина Д. А., Белова О. Ф., Нестеренко А. А., Терехова Л. В. Особенности формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые требования к учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста. Стандарт ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья детей.
Образ жизни - одна из важнейших биосоциальных категорий, дающая представление о жизнедеятельности человека. Образ жизни - это «лицо» человека и в то же время один их критериев общественного прогресса.
Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической активности и морального настроя.[1].
По мнению Б.А Воскресенского, здоровый образ жизни должен включать:
ü  настрой на здоровый образ жизни;
ü  достаточную двигательную активность;
ü  умение регулировать свое психическое состояние;
ü  правильное питание;
ü  четкий режим дня;
ü  выполнение гигиенических требований;
ü  умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении[ 2].
Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и здоровом образе жизни способствует создание предметно-развивающей среды в детских садах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Педагоги совместно с родителями должны сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить с дошкольного возраста жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Таким образом, нами была разработана программа «Здоровейка» для старших и подготовительных групп.
План действий по реализации программы «Здоровейка»(Таблица 1)
Таблица 1

Мероприятия
Срок исполнения
Ответственные
1.
Организация и проведения Дней здоровья
2 раза в год
Физ. инструктор, воспитатель, родители
2.
Анализ состояния здоровья детей, разработка программы по профилактике и коррекции отклонений в здоровье
Начало уч.года
Воспитатель, ответственный за ЗОЖ, медсестра
3.
«День защиты детей»
Ежегодно
Воспитателя, родители, ответственный за ЗОЖ
4.
Организация цикла тематических выставок «Мы за здоровый образ жизни»
2 полугодие ежегодно
Воспитателя
5.
Проведение профилактических месячников:
· «Я – выбираю здоровье»
· «Внимание дорога»
· «Огонь – друг и враг человека»
Ежегодно
Воспитателя, родители
6.
Разработка и организация проведения конкурсов, рисунков, буклетов, плакатов ЗОЖ.
Ежегодно
Воспитателя
\7.
Организация спортивно – оздоровительных мероприятий:
· Лыжные гонки
· Веселые старты
· Подвижные игры
· Спортивные эстафеты
Ежегодно
Физ. Инструктор, Воспитателя, родители
8.
Организация встреч с медицинским работником
Ежегодно
Ответственный за ЗОЖ, медсестра
9.
Организация физкультминуток на занятиях
В течение года
Воспитателя
10.
Проведение мониторинга (определение уровня физического развития и физической подготовленности детей)
2 раза в год
Физ.инструктор, Воспитания
11.
Обеспечение санитарно – гигиенического режима
Ежедневно
Воспитателя, обслуживающий персонал
12.
Система комфортной вечно – пространственной среды:
· Правильный подбор мебели
· Влажная уборка
· Проветривание
Ежедневно
Воспитателя, обслуживающий персонал
13.
Организация семейного досуга по ЗОЖ:
· самостоятельные занятия физкультурой
· контроль домашней утренней гимнастической зарядки
В течение
Всего периода
Родители

А так же в дошкольном учреждении сложилась определенная система по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Разработаны ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность сада по данному направлению, план перспективного развития. Ежегодно проводится диспансеризация детей, по результатам оформляются заключения в индивидуальных медицинских картах и определяется план работы медицинской службы с детьми, имеющими отклонения от норм здоровья.
Воспитателя сада ведут работу с детьми и их родителями по ознакомлению, пропаганде основ здорового образа жизни. Ежегодно воспитанники занимают призовые места в спортивных соревнованиях различных уровней, участвуют в акциях ЗОЖ.

Библиографический список

1. Рахматов А. А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 05.04.2018).
2. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. - М., 2014. - С. 39.
2020