НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Косарева С.С. Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем [7].
Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.
Исследованием проблем организации учебно-познавательной деятельности занимались такие авторы как Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев, И.В. Первин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.
В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию умений и навыков, форм поведения у учеников.
Также учебно-познавательную деятельность определяют как совокупность определенных действий по овладению научными знаниями и способами их добывания.
Как познавательные действия в их совокупности трактует учебно-познавательную деятельность Т.И. Шамова.
Как вид социальной деятельности, заключающийся в сотрудничестве ученика и учителя с целью развития познавательной и социальной сфер ученика рассматривает учебно-познавательную деятельность Г.И. Щукина [6].
Итак, можно заключить, что учебно-познавательная деятельность рассматривается различными авторами с позиций взаимопроникновения учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Основной характерной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.
В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:
- сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации;
- ориентировка его в деятельности;
- постановка цели деятельности;
- выполнение учебных действий;
- контроль и корректировка учебных действий;
- оценка полученных результатов [3].
Дети, поступающие в специальную (коррекционную) школу VIII вида, не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологическая готовность к обучению: представления и знания об окружающем мире, недостаточная дифференциация ощущений, замедленный темп сенсорного восприятия, низкий объем зрительного восприятия материала, нарушение мышления и памяти. Нарушения развития всех психических функций не позволяет умственно отсталому ребенку получить полное представление об окружающем мире. Таких детей отличает низкая мотивация к познавательной деятельности и эмоциональная зрелость. Большинство из них приходит в школу из социально неблагополучных семей, где, как правило никакого развития не получают, часто это семьи, где родители сами посещали образовательное учреждение 8 вида. Кроме того, физическое развитие детей не соответствует паспортному возрасту, более 55% это дети инвалиды детства. У них плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. Поэтому обучение детей с умственной отсталостью должно строиться так, чтобы мотивировать у них интерес к обучению, развивать эмоционально-волевую сферу, мышление, память нейтролизовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим помогает справиться игра, включенная в учебную деятельность.
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Учитывая особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей.
Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение.
Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:
·           воспроизводящей деятельности;
·           исполнительской деятельности;
·           преобразовательской деятельности;
·           поисковой деятельности;
В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на их развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Исходя из данной особенности становится необходимым включать в образовательную среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью [1].
Другой положительной стороной игровой деятельности в младшем школьном периоде является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Так, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др. [5].
В условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка. Если происходит значительное ограничение игровой деятельности, то формирование учебной деятельности усложняется, поскольку оно происходит путём научения, и при том самостоятельная активность ребёнка в деятельности ограничена. Для того, чтобы предупредить эти моменты, целесообразно уделять большое внимание игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Для этого большое значение имеет и знание учителем тех видов игр, которые актуальны для детей младшего школьного возраста и возможности их применения. В младшем школьном возрасте характер игровой деятельности значительно изменяется. Возрастает значение игры с достижением известного результата, сюда относятся спортивные игры, интеллектуальные игры. В младшем школьном возрасте изменяется соотношение между игровой и учебно-познавательной деятельностью, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте выделяют три больших класса игр – это игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей. Каждый из перечисленных классов игр представлен различными видами и подвидами.
Таблица №1. Подвиды игр.
Класс игры
Подвиды игр
Значение
Проявления
Игры, возникающие по инициативе ребенка
- игры экспериментирование;
- сюжетно-ролевые –сюжетно - образовательные;
- театрализованные.
Способствуют развитию интеллектуальной инициативности, творчества.
Постановка себе и другим игровых задач.
Игры, возникающие по инициативе взрослого.
 - обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические;
- игры досуговые (игры-забавы, игры развлечения);
- интеллектуальные игры.
Формируют культуру игры.
Способствуют усвоению норм поведения.
Игры, возникающие по инициативе ребенка и взрослого
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры.
Способствуют развитию интеллектуальной инициативности, творчества.
Формируют культуру игры.
Постановка себе и другим игровых задач.
Способствуют усвоению норм поведения.

Выбор игр зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.
Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло [5]. Применение дидактических игр как средства обучения младших школьников, обусловлено рядом причин:
1.        Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
2.        Освоение учебной деятельности, включение в неё идёт медленно.
3.        Имеются возрастные особенности, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания.
4.        Дидактическая игра характеризуется определённой структурой, которая обязательно учитывается при её проведении.
Эти и другие виды игр имеют важное значение для решения поставленных учителем воспитательных и развивающих задач и способствуют развитию младшего школьника.
Итак, при условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.
При использовании игровых методов в рамках учебно-познавательной деятельности необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологическими особенностями.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
- Необходимо продумать систему оценивания за участие и результат игры.
- Игра должна быть динамичной, эмоционально привлекательной.
- Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
- Игру необходимо организовывать и направлять. При необходимости сдерживать, обеспечивать каждому участнику возможность проявить инициативу.
- По окончании игры необходимо обсуждение и подведение итогов.
Кроме того, в рамках определенной темы можно выделить такие виды уроков:
- ролевые игры на уроке (инсценирование);
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Итак, при условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

2020