Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шпак Д.Н. Проектная деятельность на уроках иностранного языка как основа поликультурного образования младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Российская Федерация одна из наиболее полиэтнических стран мира, в которой проживает большое количество различных народностей, различающихся языком общения, культурными традициями, национальной идентичностью. Формирование поликультурного социума, где происходит поликультурное становление людей – одна из главных проблем современного сообщества. В разрешении данной проблемы участвует образовательное пространство (смена требований к итогам обучения и воспитания школьников, подготовка к жизненной политике современного общества, включающего в себя жителей различных наций, культур).
Федеральный государственный образовательный стандарт, его требования направлены на то, чтобы у обучающихся с малых лет формировалось уважительное отношение к России, Родине, месту, где они живут, своей семье, окружающей природе. Личностные результаты Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включают в себя формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, что является основой поликультурного воспитания младшего школьника. Появляется необходимость направления образовательного процесса в Российской Федерации на осознание важности соблюдения обучающихся начальной школы правил поликультурного отношения к людям, находящихся рядом с ними [2, c. 534].
Специалистом поликультурной сферы может выступать педагог, ориентированный как на свою культуру, так и на другие. Глубокое знание собственных культурных традиций становится для педагога поводом для проявления заинтересованного отношения к другим.
Практика формирования поликультурной личности ребенка может осуществляться посредством проектной деятельности. Проектной деятельностью называют педагогическую технологию, которая ориентирует образовательный процесс на применение полученных знаний и приобретение новых путем самообразования. Поликультурное образовательное пространство позволит посредством работы над проектом повышению уровня представлений о международных культурах, дружественному, плодотворному взаимодействию с представителями других культур [3, с. 32-33].
Проектная деятельность, направленная на формирование данных качеств, может быть применена на уроках иностранного языка или внеклассных занятий по данному предмету. Посредством языка мы пониманием и передаем все необходимые качества национальной культуры, что соответствует проявлению общности культуры и языка. Проявлять себя как поликультурная языковая личность, которая способна осознавать основы собственной культуры, проявлять интерес к другим культурам и их особенностям – залог продуктивного существования в поликультурном обществе.
Начиная со второго класса учитель английского языка начинает знакомить обучающихся с культурой англоговорящих стран. Например, если рассматривать УМК «Spotlight 2», то в учебнике существуют такие темы как «Spotlight on Russia» и «Spotlight on the UK», включающих в себя знакомство с садоводством, традиционными блюдами, именами животных, игрушками, местами отдыха в России и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии [4]. УМК «Spotlight 3» продолжает знакомство с данными странами, рассматривая типы школ, семьи, порядок приема пищи, магазины и музеи, виды животных, дворцы, праздники, хобби, а также виды передач [5]. Во время обучения иностранному языку в начальной школе могут встречаться небольшие произведения детского фольклора на английском языке, а именно английские детские рифмовки, стихи, песни, сказки).
Рассмотрение данного материала строится на основе сопоставительного анализа родной и английской культуры, что может реализоваться посредством проектной деятельности. Создание таких мини-проектов, например «Кухня народов мира», «Любимые мультфильмы детей России и Великобритании», «Погода в разных странах», «Символы России и Великобритании», «Дед Мороз и Санта Клаус», позволяет не только способствовать более качественному усвоению школьного материала младшим школьником, но и развитию исследовательских навыков при поиске дополнительной информации, которая может прозвучать как из уст учителя, так и найдена самостоятельно в сети интернет.
В виду этого главная задача педагога – выбор содержания проектной деятельности должен учитывать возрастные особенности и интеллектуальные запросы младших школьников. Поскольку культура изучаемых народов представлена в УМК «Spotlight» посредством знакомства с живописью, архитектурой, традициями, а также литературой, то на уроках английского языка педагог может применять различные технологии для создания проектов.
Л. Л. Габидуллина и Е. Л. Сырцова предлагают такие технологии работы:
1) работа с художественными репродукциями (обучающимся необходимо изобразить и описать картину, предложенную учителем с помощью английских слов-подсказок, затем сравнить с оригиналом);
2) работа с текстами (учитель предлагает прочитать четверостишья произведений английского детского фольклора, зарисовать их и рассказать, о чем данное стихотворение; изучение английской сказки, распределение ролей и проведение мини-представления для своих одноклассников);
3) работы с музыкальными произведениями (обучающиеся прослушивают детскую английскую песню, затем читают и переводят текст песни, пользуясь подробным словарем к нему. Затем обучающимся необходимо придумать движения, иллюстрирующие содержание каждого куплета и представить свой проект инсценировки) [1, с.104-105].
Создание проектов посредством работы с таким материалом, помогает детям младшего школьного возраста не только активизировать и расширить своей словарный запас по иностранному языку, совершенствовать навыки говорения и аудирования, но и формировать культуру восприятия современного, многоязычного мира, диалог культур.
Таким образом, проектная деятельность как основа поликультурного образования младших школьников создает условия для идентификации личности (социокультурной), формирования представлений о разнообразии этносов, культур в мире, воспитания уважения права каждого народа на сохранение культурной самобытности.

Список использованной литературы:

1. Габидуллина Л. Л., Сырцова Е. Л. Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому языку в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С. 103-108.
2. Макаренко Ю.В., Шпак Д.Н. Формирование толерантной личности обучающегося в начальной школе // Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки». Выпуск № 3 (21) (МАРТ, 2017). – М.: Институт управления и социально-экономического развития, 2017. С.533-537.
3. Жусупова Г.С. Проектная деятельность в полиэтнокультурном воспитании учащихся полиязычной школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2016. №12-4. С.32-34.
4. Английский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. 3-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. – 152 с.
5. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. 6-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. – 178 с.

2019