Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гавриленко А.А. Использования картин как исторической наглядности на уроках истории 7 класс

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Какой должен быть современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), который включает в себя требования:
к структуре, условиям, результатам освоения образовательных программ образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, одной из задач которого стоит требование, направить обучение на саморазвитие с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Для этого учителю необходимо использовать различные формы и методы обучения для привлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
На уроках истории учащиеся должны самостоятельно развивать умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней. Для получения эффективного результат в процессе освоения знаний, необходимо применения наглядности на уроках.
Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии - иллюстрация учебника. Рассмотрим несколько примеров использования картин русских художников на уроках истории России в 7 классе, классифицируя картины по способам применения картины на уроке истории.
1. Дополнительный информативный ряд.
Рассказ учителя на уроке «Создание Московского царства» хорошо дополнит картина «Иван III топчет ханскую грамоту» Алексея Даниловича Кившенко.
После рассказа учителя о зависимости Московского государства от Орды. Необходимо обратить внимание на путь решения, который избрал московский князь Иван III. Показывается сюжет картины продолжается рассказ учителя о действиях Ивана III при встречи ханских послов для принятия ханской грамоты (басмы) московский князь разорвал ее и бросив под ноги растоптал тем самым отказавшись платить дань. Это историческое событие и легло в основу написания картины художником А.Д. Кившенко под названием «Иван III топчет ханскую грамоту».
2. Эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра с изучением деталей на картине.
При рассмотрении темы «Опричнина. Итоги правления Ивана IV» на этапе изучения новой темы обратимся к картине С. Н. Ефошкина «Опричник».
Задача учащихся внимательно рассмотреть детали картины и прийти к первоначальному выводу, для чего использовали такие элементы всадники Ивана IV. Привлечь внимание к таким элементам на картине как голова животного, метла, одежда всадника. После предположений учащихся учителю необходимо дать уточнения или подтвердить объяснения детей.
3. Изучение деталей на картине (сюжетное изображение) в сочетании с рассказом.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» является самым часто используемым примером на уроке по теме «Церковный раскол».
История боярыни Морозовой красочно и доступно иллюстрирует раскол общества в XVII веке. Анализ картины помогает детям увидеть и запомнить важные исторические моменты: историческая личность изучаемого периода - боярыня Морозова; отношение разных сословий к церковной реформе; крестное знамение боярыни, наглядно показывает молитвенный жест движением кисти у старообрядцев. Анализируя, на уроке картину у учащихся складывается четкое представление о событиях под названием «церковный раскол».
Подводя итог можно сказать об эффективности использования картин на примере уроков истории. Учитель не только привлекает внимание школьников, но учить формировать умение «читать картины». Картина дает не только представление и понятие о событиях, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний. Для этого учителю необходимо в ходе урока подготовить учащихся к восприятию картины, как детально, так и в целом весь сюжетный замысле художника и только после этого обобщать с исторической информацией.

Библиографический список

1.       ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.05.2019).
2.       Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. – 240 с.

Сведения об авторе

Гавриленко Анна Александровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова», Россия, Казань.
2019