НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Костюкова Л.В., Вакуленко Т.С. Ранняя профориентация в ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ранняя профориентация дошкольников, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Благодаря знакомству воспитанников с трудом взрослых, дети учатся:

· Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.

· Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

· Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

· Взаимодействовать с семьями воспитанников через технологию «Гость группы» (Фото 1).

· Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.

Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем ДОУ осуществляется по трем направлениям:

1. Работа с воспитанниками

2. Сотрудничество с семьями воспитанников

3. Взаимодействие с социумом

Организация работы с воспитанниками по формированию первоначальных представлений о мире профессий

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а также за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

Кроме того, в работе по ранней профориентации, также используются современные образовательные технологии:

1.Технология проектной деятельности

2. Технология исследовательской деятельности

Для ознакомления детей с трудом взрослых в нашем ДОУ используются традиционные методы обучения и воспитания:

· словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

· наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);

· практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

· игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Вышеперечисленные форм работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Успешная работа по ранней профориентации с детьми невозможна без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

В нашем ДОУ о ведется оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации путем:

-подбора художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;

-создания картотеки по теме «Профессии», пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;

-подбором иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

-подбором и изготовлением дидактических, театрализованных, познавательных, сюжетно-ролевых игр (фото 2), по ознакомлению с профессиями;

-подбором мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

-подбором наглядных материалов, посвященных профессиям взрослых;

-оформлением альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

-подбором материалов для сюжетно-ролевых игр.

Фото1. Гость группы - фармацевт

Фото 2. Сюжетно-ролевая играВ мире много разных профессий,
раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
2022