Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ранняя профориентация дошкольников, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Благодаря знакомству воспитанников с трудом взрослых, дети учатся:
· Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
· Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
· Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
· Взаимодействовать с семьями воспитанников через технологию «Гость группы» (Фото 1).
· Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.
Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем ДОУ осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками
2. Сотрудничество с семьями воспитанников
3. Взаимодействие с социумом
Организация работы с воспитанниками по формированию первоначальных представлений о мире профессий
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а также за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Кроме того, в работе по ранней профориентации, также используются современные образовательные технологии:
1.Технология проектной деятельности
2. Технология исследовательской деятельности
Для ознакомления детей с трудом взрослых в нашем ДОУ используются традиционные методы обучения и воспитания:
· словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
· наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);
· практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
· игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Вышеперечисленные форм работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Успешная работа по ранней профориентации с детьми невозможна без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
В нашем ДОУ о ведется оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации путем:
-подбора художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;
-создания картотеки по теме «Профессии», пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
-подбором иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
-подбором и изготовлением дидактических, театрализованных, познавательных, сюжетно-ролевых игр (фото 2), по ознакомлению с профессиями;
-подбором мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-подбором наглядных материалов, посвященных профессиям взрослых;
-оформлением альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
-подбором материалов для сюжетно-ролевых игр.
Фото1. Гость группы - фармацевт
Фото 2. Сюжетно-ролевая играВ мире много разных профессий,
раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ранняя профориентация дошкольников, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Благодаря знакомству воспитанников с трудом взрослых, дети учатся:
· Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
· Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
· Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
· Взаимодействовать с семьями воспитанников через технологию «Гость группы» (Фото 1).
· Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.
Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем ДОУ осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками
2. Сотрудничество с семьями воспитанников
3. Взаимодействие с социумом
Организация работы с воспитанниками по формированию первоначальных представлений о мире профессий
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а также за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
– экспериментирование.
Кроме того, в работе по ранней профориентации, также используются современные образовательные технологии:
1.Технология проектной деятельности
2. Технология исследовательской деятельности
Для ознакомления детей с трудом взрослых в нашем ДОУ используются традиционные методы обучения и воспитания:
· словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
· наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);
· практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
· игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Вышеперечисленные форм работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
Успешная работа по ранней профориентации с детьми невозможна без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
В нашем ДОУ о ведется оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации путем:
-подбора художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;
-создания картотеки по теме «Профессии», пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
-подбором иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
-подбором и изготовлением дидактических, театрализованных, познавательных, сюжетно-ролевых игр (фото 2), по ознакомлению с профессиями;
-подбором мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-подбором наглядных материалов, посвященных профессиям взрослых;
-оформлением альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
-подбором материалов для сюжетно-ролевых игр.
Фото1. Гость группы - фармацевт
Фото 2. Сюжетно-ролевая играВ мире много разных профессий,
раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.