Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Абрамчик Н.М., Искучекова Г.А., Янцен Р.Х. Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что все дети имеют равные со всеми права на образование. Одной из главных задач модернизации образования является обеспечение доступности образования, создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Таким образом, реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
С 01 сентября 2013 года в МБОУ Ширинская ОШ № 17 и МБОУ Туимская СШ № 3 было открыто по 2 класса-комплекта для обучающихся по адаптированной программе (VIII вид – нарушение интеллекта): 1- 4 и 5-9 классы-комплекты. Общее количество обучающихся по школам варьируется от 24 до 27 учеников.
Создавая такие классы, администрация школы понимала, что необходимо создание определенных условий, в которых обучение, воспитание и развитие детей с нарушением интеллекта будет проходить организованно и в комфортных условиях. Так же осознавала, что для получения хорошего результата, необходима системная работа группы педагогов. Такой группой в школах стали: учитель начальных классов, учитель-предметник старших классов, педагог-психолог, педагог-организатор, логопед, педагог-дефектолог. У каждого педагога свои задачи, но цель единая: выпускник данного класса-комплекта должен благополучно социализироваться в обществе, объективно оценивать своё значение для общества. Педагоги – предметники формируют учебные навыки, развивают потенциал каждого ребёнка. Педагог – психолог работает над развитием психомоторики и сенсорных процессов. Логопед и педагог-дефектолог исправляет нарушения речи, развивает артикуляционный аппарат. А педагог-организатор социализирует детей с ОВЗ в школьный коллектив, адаптирует к ежедневной жизни в обществе.
Хотим обратить внимание, что вся наша деятельность носит «системный» характер, а не стихийный. Только работа в системе может дать положительный результат.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии является:
1.       Индивидуальный и индивидуализированный (с учетом умственных возможностей) подход. Работая в классе-комплекте, где одновременно на одном уроке присутствует несколько параллелей (1-4, 5-9) сложно организовать самостоятельную индивидуальную работу, но возможно. Для этого мы организуем различные виды деятельности и используем разные методические приёмы и дидактические пособия (в большей степени выполненные собственноручно)... (перфокарты, индивидуальные карточки и т.п.).
2.       Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные виды деятельности на уроке.
Проведя вступительную диагностику (совместно с педагогом-психологом) определяем уровень возможностей обучающихся. Для организации плодотворной работы учеников на уроке, создали сетку деятельности обучающихся, где учитываются все виды деятельности на уроке: работа у доски, с учебником, по карточкам, в паре… и т.д. Необходимо учесть, что у учеников 1-2 классов не развит навык самостоятельной деятельности, а значит, они требуют большего контроля и помощи со стороны учителя и большую часть урока учитель будет работать с ними. Ученики 3 и 4 классов в большей степени работают самостоятельно, но контроль и помощь учителя не становится при этом меньше.

Сетка деятельности обучающихся*

Этапы работы

Содержание этапов

1 класс**

2 класс

3 класс

4 класс

1

Организационный момент…

…запись числа

2

Проверка домашнего задания

---

По карточкам

У доски

Проверка тетрадей/взаимопроверка

3

Проверка знаний и умений

По карточкам

У доски

В тетради

Устный опрос

4

Изучение нового материала

Если в каком-то классе есть новая тема, то составляется план сообщения, в других классах необходимо отметить, чем будут заниматься обучающиеся

5

Закрепление учебного материала

Работа по учебнику…

Работа в тетрадях/работа в паре

Устный опрос/ работа в паре

У доски

6

Задание на дом

Объяснение алгоритма выполнения домашнего задания (отдельно каждому классу)

7

Подведение итогов

Устный опрос…

*На каждом этапе урока наблюдается разный вид деятельности
**Деятельность обучающихся 1 класса проходит совместно с педагогом.
3.       Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Ирга – как метод познания нового. Данный метод можно назвать одним из главных в обучении умственно отсталых детей. Именно игровые моменты, помогают лучше понять новое… ( «Собери сказку», «Молчанка», «Трудовые игры»).
Игровые тренинги – помощь в развитии умения общаться со сверстниками и взрослыми.
На данных тренингах обыгрываются различные ситуации. Данный способ хорош в вопросах воспитания. Очень часто, когда разбираем спорную ситуацию, возникшую на перемене, на уроке, мы проигрываем разные варианты: ученики поспорили на перемене, одноклассник отказал в помощи и т.п.
4.       Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Для детей с ОВЗ поощрение – важный момент. Каждый ученик должен чувствовать, что на него обращают внимание, видят его успехи и оценивают по достоинству его работу. Помимо отметки, словесной благодарности используем различные смайлики, которые наклеиваем на тетрадки (продемонстрировать). По окончании учебной четверти благодарим детей и родителей за работу, находим у каждого ученика, то качество, которое требует похвалы и внимания. Объективная оценка деятельности ученика повышает его познавательную и учебную активность.
5.       Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия (ИКТ).
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, у учеников продлевается внимание и интерес к заданной теме.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать рабочую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ, которая поможет быстрее и качественнее освоить программный материал.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Результатами нашего труда стали успехи учеников в различных предметных олимпиадах школьного уровня и Интернет-конкурсах и олимпиадах.
Контактное лицо: Абрамчик Нина Мироновна (e-mail: anm_tuim@mail.ru, тел: 961-739-11-19)















Проведение всероссийского заповедного урока

«Заповедные острова. Сохраняя будущее»







2018