Актуальные вопросы начального общего образования

Сердцева О.С. Детский коллектив, стадии и пути его формирования

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


С тех пор, как возникло общество, люди на основе общности труда, интересов, самоуправления стали объединяться в разнообразные группы для совместного решения жизненно важных вопросов.
Совместная деятельность стала формой удовлетворения разнообразных потребностей.
Так, в социальной сфере возникали общины, сходы, семьи. В производственно-экономической – артели, бригады, коллективы. В общественно-политической – кружки, союзы, фонды, партии, землячества. В культурно-спортивной сфере – клубы, кружки, труппы, команды, ансамбли.То есть большинство людей входят в то или иное объединение, коллектив.
«Коллективус» (collectivus – собирательный) – латинское слово, в переводе на русский язык означающее «сборище, толпа, собрание, объединение, группа» [7, с. 473]. Но любая ли группа людей является коллективом?
В современной литературе употребляется два значения этого понятия: первое - под коллективом понимается любая организованная группа людей. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее толкование: «Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами» [3, с.284]; второе – под коллективом понимается только высокоорганизованная группа людей, отмечающаяся рядом признаков. Именно в этом, втором значении рассматривается понятие коллектива в педагогической литературе.
Следует обратить внимание на основные признаки коллектива:
Признаки коллектива:
1.       Общественно значимая цель.
2.       Наличие полезной (общественно полезной) деятельности, направленной на достижение цели.
3.       Наличие крепко сформированного ядра - актива, органов самоуправления.
4.       Определенная система взаимозависимости, определенная система отношений. Должно быть ощущение комфорта.
5.       Связь с другими коллективами, которая может быть в форме соотнесения, сотрудничества, шефства [7, с.477].
Однако, А. С. Макаренко в работе «Отношения, стиль и тон в коллективе» выделил дополнительно еще «признаки хорошо сформированного коллектива»:
1)       «мажор»- постоянная готовность к полезной деятельности;
2)       ощущение собственного достоинства, собственной значимости, принадлежности к данному коллективу;
3)       способность к ориентировке, выражающаяся в умении видеть, понимать где, с кем ты находишься, и уметь избирать способ поведения;
4)       способность к торможению, обеспечивающая, обеспечивающая мир и взаимопонимание в коллективе;
5)       защищенность - ощущение комфорта [6, с. 250].
Развитие коллектива – процесс управляемый. Для того, чтобы им управлять, учителю, классному руководителю – необходимо знание учеников, методов воздействия на коллектив, знание стадий развития коллектива и путей его формирования.
Согласно теории А.С.Макаренко, коллектив проходит три стадии своего развития.
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д) общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.
Вторая стадия – усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требование педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Основная цель на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов [5, с.306].
Еще один подход разработан А.Н. Лутошкиным. Главным свойством коллектива он считает его способность к саморазвитию. В связи с этим исследователь выделяет пять стадий: «песочная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» [8, с.116].
Первая стадия – «песочная россыпь»: Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.
Вторая стадий – «мягкая глина»: В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требование старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
Третья стадия – «Мерцающий маяк». Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
Четвертая стадия, которую выделяет А.Н. Лутошкин – «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её.
Пятая стадия – «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив [2, с. 120].
Каковы же основные пути формирования коллектива?
Одним из путей формирования коллектива является определение дальнейшего развития. А. С. Макаренко назвал такой путь – перспективой.
В практике воспитательной работы он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую и считал перспективу главной движущей силой коллектива, «завтрашней радостью» [6, с. 558-564].Основные требования к перспективам: должна быть система перспектив; начинать в работе коллектива с близких перспектив; перспектива должна быть понятна, привлекательна, соответствовать стадии развития коллектива.
Второй путь формирования, который выделял А.С. Макаренко -включение детей в совместную деятельность.
Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Одной из важных форм объединения классных коллективов в общешкольный коллектив является совместный коллективный труд учащихся классов.
Большое воспитательное воздействие на учащихся оказывает, например, дружная работа по ремонту своей школы, строительству школьной площадки и т.п. [1, с. 414].
Третий путь формирования- традиции.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Большие традиции – это яркие массовые события. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения [ 5, с. 69]. Традиции украшают жизнь коллектива. К ним следует относиться бережно, сохранять, подходить творчески, внося новое.
Четвертый путь формирования коллектива- действующий актив.
Работа с активом, которая должна пронизывать все стадии развития коллектива. При помощи актива организуется самоуправление в коллективе. Расширение актива обеспечивает возможности для реализации каждого члена актива [4, с.253].
Таким образом, педагогу,работая над формированием учебно-воспитательного коллектива, не следует делать самоцелью данный процесс. Коллектив необходим для формирования, воспитания отдельной личности. Слаженный, работоспособный коллектив- это хорошая среда для самоопределения, реализации личности ученика.

Список информационных источников

1. Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А. Ильина. – М.: Педагогика, 1984. – 496 с.
2.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин. - М., 1986.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Азбуковник, 1999. – 939с.
4.Традиционные и новые аспекты исследований в науке и образовании: Сб. материалов VIII межрегиональных педагогических чтений (Каргополь, 24 марта 2007 года) / под ред. С.А. Герасимова, Г.М. Первышина, Г.Ф. Шевелевой. – Каргополь: ГУ Редакция районной газеты Каргополье, 2007. – 327 с.
5.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – Кн. 2: Процесс воспитания.
6. Полянский, С. Н. Хрестоматия по педагогике: для пед. училищ / С.Н. Полянский. - М.: Просвещение, 1967. - 716 с.
7.Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с.
8. Стефановская, Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие / Т.А. Стефановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

2019