Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шахова М. А. Развитие моторной сферы как основа успешного преодоления нарушений звукопроизношения


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Правильная речь является важной для дальнейшего полноценного развития ребенка. В настоящее время дизартрия является одним из распространенных дефектов речевой системы, которая имеет предпосылки к значительному росту. Стертая форма дизартрии среди детей из групп компенсирующей направленности составляет почти 50%. Частота дизартрии связана с перинатальной патологией ЦНС, влияющих на внутриутробный период формирования, во время, во время родов. Появляется при диффузных органических расстройствах головного мозга. При типичном речевом развитии звуковая система ребенка формируется с развитием дифференцированных движений рук и двигательной активностью. В совокупности нарушения в овладение звукопроизношения у детей с дизартрией связаны с нарушением их двигательной системы. Таким образом, нарушения в формировании сидячего и прямостоячего положения ограничивают вероятность формирования и улучшения дыхательной функции и формирования голоса. Недостаточная подвижность артикуляционных органов тормозит постнатальное периферическое развитие периферической речевой системы. Слабость функции кисти затрудняет нарушение формирования функциональной системы речи.
Исследователи М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев и др. экспериментально подтвердили узкую связь между формированием речи и двигательной сферой. Эта связь больше всего выражается при дизартрии. В связи с тем, что существует узкая связь и взаимозависимость речевой и двигательной сферы, при наличии речевого дефицита у ребенка необходимо уделять внимание формированию его двигательной сферы. Коррекция двигательной сферы является основой овладения детьми школьными знаниями.
Направлением работы с детьми с дизартрией является выявление механизма звуковых нарушений, выбор методов и приемов диагностики, выявление степени задержки или отставания в двигательном развитии, а также выбор методов и приемов коррекции. Работа по преодолению звуковых нарушений начинается с изучения общей моторики ребенка. По итогам обследования мы можем определить механизм нарушения звукового произношения, диагностировать дизартрию, составить индивидуальный план коррекционной работы с детьми
Диагностика двигательной сферы предполагает: 1) изучение отдельных компонентов общей моторики: статической и динамической координации, одновременности, четкости движений; 2) исследование мелкой моторики: качества и степени дифференцированности движений, вероятности действий с предметами; 3) Проверка речевой моторики: силы, точности, объема, переключения движений щек, губ, языка; 4) изучение произвольной моторики лица: качества и объема движений щек, губ, языка.
Диагностика состояния общей моторики проводится следующими способами: анализ анамнестических данных, изучение двигательных навыков и речи детей.
Состояние двигательного и речевого развития дошкольников дает сделать выводы о важности коррекции общей моторики для высокоэффективного исправления звукопроизношения. Основные задачи по коррекции двигательной сферы у детей при коррекции нарушений звукового произношения: статическая и динамическая синхронность, четкость движений, формирование ловкости; работа по формированию кинестетических и кинетических основ артикуляционных движений; работа по формированию лицевых мышц.; развитие кинестетической и кинетической основы движений рук, развитие разнообразных уровней движений и их усложнение.
Движения лицевых и лицевых мышц у детей с дизартрией не обладают достаточной точностью, плавностью и выполняются сонно, не в полной мере.
При дизартрии структура нарушений речи предполагает комплексный подход в обследовании и проведении коррекционных мероприятий. Методы компенсации зависят от индивидуальных особенностей ребенка и характера нарушения. Логопедическую работу необходимо проводить на фоне лечебной физкультуры, фармакологического воздействия, физиотерапии, и массажа.
Формирование общей моторики является одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с дизартрией. Логопедическая работа проводиться совокупно со всеми участниками образовательного процесса, с привлечением родителей ребенка. Логопед является организатором процесса, дает рекомендации по применению коррекционных занятий, формирующих моторную сферу детей. Взаимодействуя со специалистами, можно развивать общую моторику, устраняющие нарушения общей моторики, непоследовательные, скованные движения, развивающие скорость и общую выносливость, а также способствующие развитию плавности и регуляции дыхания. Так, в курс занятий музыкой необходимо включать различные виды деятельности, способствующие развитию чувства ритма и темпа, артикуляционной, общей и мелкой моторики у детей. Ходьба является основным средством для развития динамической координации и общей моторики, естественная форма движения, но довольно сложная в координации. Одним из направлений развития общей моторики и координации движений можно считать логорифмическое. При работе с детьми с дизартрией важно проводить логоритмику, ходьба с заданием, речевые и двигательные игры, отбивание ритма песен и стихов, пантомима, занятия на инсценировку прозаических и стихотворных отрывков. На уроках физкультуры большое значение придается также технике выполнения различных видов ходьбы, прыжков, бега. Важное место отводится играм с мячом, которые развивают ловкость, координацию, быстроту и переключаемость движений. Работа по формированию артикуляционной моторики проводится преимущественно на занятиях логопедом и включает в себя: - массаж лицевых и артикуляционных мышц (основными приемами массажа являются поглаживание, щипание, разминание, вибрация); - развитие лицевых мышц; - развитие подвижности губ и языка, которая начинается с общих движений, с постепенного перехода к более тонким, дифференцированным движениям. Для этого подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять в игровой форме, которая подбирается с учетом органических поражений. Развитие артикуляционной моторики будет эффективней тогда, когда она сочетается с формированием ручной и общей моторики. Не менее важным направлением работы является развитие мелкой моторики рук, включающее: - игры с мелкими предметами; - массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; -нанизывание бисера, конструктор, пазлы, мозаика; - пальчиковая гимнастика; - развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка обуви, использование вилки и ножа;-занятия с ножницами и пластилином; -развитие графомоторных навыков: цветные и линейные рисунки, трафаретные наброски, графический диктант, работа со словами; саду, так и дома. Важно работать в тесном и продуктивном контакте с родителями дошкольников: организовывать консультации, открытые занятия, вести беседы, проводить наглядную агитацию. Все эти виды занятий по формированию моторной сферы могут использовать в своей деятельности воспитатели, музыкальным руководителем, логопедом, инструкторами по физкультуре, а также привлекать родителей для работы с детьми с нарушением звукопроизношения.
2020