Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Информационное и коммуникационное оборудование является одним из важнейших факторов для формирования нового глобального экономического развития и быстрого изменения общества.
В течение последних десятилетий новые информационные и коммуникационные средства значительно изменили пути деловой активности и взаимодействия людей. Их возникновение привело к значительным преобразованиям промышленности, сельских хозяйств, медицины, торговли, машиностроения и иных областей. ИКТ имеют потенциал изменить характер образования – изменяются модели образовательного процесса, а также роль преподавателей и учащихся в этом процессе.
В учреждениях, ведущих подготовку преподавателей, есть выбор - выступить с идеей реорганизации учебного процесса, либо сопротивляться процессам быстрого технологического преобразования. Для того, чтобы сотрудники образования могли полностью воспользоваться возможностями, обеспечиваемыми применением информационных технологий и информационных технологий, нужно подготовить как студентов образовательных учреждений, а также практикующих учителей. Все инфраструктуры, обеспечивающие подготовку учителей, должны занимать ведущие позиции в развитии образования; необходимо разработка новой педагогической модели и новой методики поддержки учебных процессов.
Педагогам необходимо самостоятельно определить наиболее подходящий способ эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс с учетом специфики содержания учебных процессов, культурных условий, экономических ситуаций и нужд общества.
Как отмечается в докладе Всемирного агентства ЮНЕСКО о образовании за 1998 год «Ученые, педагогические действия и инновационные технологии», в мир, претерпевший изменения в науке, политическом, экономическом, социальном и культурном секторах. Появление «общества глобального компетентности» изменяет и мировую экономику, и статус образовательной системы.
В среде политиков, руководящих бизнес-кругов и профессиональных специалистов, которые занимаются подготовкой специалистов, растет ощущение, что образовательная система, ориентированная на подготовку специалистов, в условиях, где доминирует сельское хозяйство или промышленность, не может формировать у студентов знаний и умений, позволяющих им успеть в условиях экономического «общества глобального компетентности» XXI столетия.
Новое «общество глобальной компетенции» характеризуется следующим образом: объем знания, рождаемого в мировом обществе, удваивается каждые 2-3 года, ежедневно на свете публикуется 7000 научно-технических статей, объем передачи информации по искусственным спутникам Земли за две недели, достаточно для того, чтобы заполнить 19 млн. томов нового типа.
На данный момент появляется новая возможность, которая уже способна оказывать мощное влияние на удовлетворение основных потребностей образования, но абсолютно очевидно, что в образовательном плане потенциал новых вакансий почти не применяется. Эти новейшие возможности возникают в основном из-за действий двух взаимосвязанных факторов, все из которых появились недавно как побочный продукт общего развития процесса. В первую очередь, объем информации в мире, значительная часть которой относится к вопросам выживания, благополучия, растет пропорционально превышающим объем информации всего нескольких лет назад, а темпы ее роста повышаются. Воздействие данного фактора существенно усиливается при поддержке еще одного современного достижения - новых возможностей общения между нашими жителями. Есть возможность ставить под контроль этот фактор и положительно, осознанно, целенаправленно его использовать, чтобы помочь удовлетворить выявленные образовательные потребности.
Основной проблемой системы образования является необходимость определения того, как нужно преобразовать учебные программы и процессы подготовки учителей для формирования у учащихся навыков, позволяющих им эффективно трудиться в новом динамичном, информационном насыщенном и непрерывно изменяющемся мире.
В глобальной экономике на основе технологий также возникают новые проблемы для отдельных стран, когда национальная экономика становится все более транснациональной, и обмен информации, технологий, продукции, капитала и человеческих ресурсов между странами возрастает. Новые условия экономического развития благоприятствуют началу новой эпохи мировой конкуренции на товарном рынке, услугах и профессиональном опыте. Все эти изменения вызывают серьезные изменения в политической, экономической и социальной структуре многих стран мира. Индустриально развитые страны представляют собой основу экономики информационных ресурсов, не промышленности. Такое изменение обусловлено необходимостью подготовки работников и сотрудников к новым знаниям и умениям.
Информационное и коммуникационное оборудование изменило характер работы, виды навыков, необходимых в большинстве профессиональных областей. Распространение ИТ способствовало формированию широкого круга новых профессиональных профессий, многие из которых не были всего 10 лет назад, но исключило необходимость многих видов неквалифицированной или малоквалифицированной работы. Таким образом, новая "умная" сельскохозяйственная техника, основанная на передовых цифровых и промышленных технологиях, может заменить большое количество низкоквалифицированных сельскохозяйственных рабочих. Кроме того, новым производственным предприятиям все меньше и меньше октябре требуется квалифицированный рабочий. Как показало исследование, проведенное в Канаде, в высокотехнологичных компаниях низкоквалифицированный персонал составляет всего 10% от общего числа сотрудников (по данным Национальной ассоциации школьных советов Канады, Национальная ассоциация школьных советов, 2002). В свете этих тенденций системы образования сталкиваются с новыми проблемами для формирования знаний и навыков, необходимых для того, чтобы учащиеся могли преуспеть в новой динамичной среде, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями, а также увеличением скорости создания новых знаний.
Стоит обратить внимание на образование этих новых сил в области образования, технологий и политики, которые в следующем столетии сформируют структуру систем образования в мире. Многие страны направляют свои усилия на реорганизацию процессов преподавания и обучения, чтобы подготовить студентов к жизни в «глобальном обществе компетенций», основанном на знаниях и технологиях. В докладе ЮНЕСКО об образовании за 1998 год "Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии" говорится, что новые технологии бросают вызов традиционным концепциям преподавания и обучения.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют мощные инструменты для обслуживания общества для преобразования существующей модели обучения в классе, в которой центральная роль принадлежит учителю, и в основном работа с текстами имеет богатую, ориентированную на студентов интерактивную среду для работы с информацией. Чтобы справиться с такими проблемами, учебным заведениям необходимо освоить новые технологии и адаптироваться к инструментарию ИКТ для использования в процессе обучения. Конечная цель - переход к новой парадигме обучения.
Эта цель не будет достигнута, если мы не изменим традиционный подход к процессу обучения и не осознаем возможности новых цифровых технологий, позволяющих создавать новые, более привлекательные для студентов учебные среды. Работа в меняющихся условиях позволит учащимся взять на себя большую ответственность за результаты учебы и формирование собственной информационной системы. Как отмечает Томас Кун, удары в науке происходят, когда старые теории и методы не могут решить новые проблемы. Он называет эти изменения «сдвигом парадигмы» в теории и методах.
Считается, что методы обучения, применяемые во многих учебных заведениях, недостаточно эффективны для подготовки учащихся к жизни в будущем.
Эксперты считают, что по целям обучения «перемена парадигм», вместе с использованием информационных технологий и информационных технологий, могут сыграть важную роль в подготовке систем обучения к требованиям информационно насыщенных «обществ глобальной компетенции».
Библиографический список
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. редакцией Бадарча Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.2. Джавадов А.К. Глобальные тенденции. Применение информационных технологий в профессиональном образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/professionalnoe_obrazovanie_aktualnye_problemy/4_informacionnye_tekhnologii_v_sisteme_professionalnogo_obrazovanija/globalnye_tendencii_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_professionalnom_obrazovanii/68-1-0-650 (дата обращения: 04.01.2022).