Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf
Сегодня детей с задержкой развития речи становится всё больше. Этот вопрос остаётся нерешённым, большинство детей нуждается в помощи специалистов. Учёными М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В.Антаковой-Фоминой обнаружена связь речи ребёнка с мелкой моторикой рук. От степени развития мелкой моторики зависит и подготовка детей к школе, так как из-за слабо развитой мелкой моторики рук могут быть проблемы с чистописанием. Поэтому важно развивать мелкую моторику уже в детском саду.
Слабо сформированная мелкая моторика рук негативно действует не только на развитие речи, но на игровую, трудовую, а также изобразительную деятельность. Имеется значительное количество методов и способов развития мелкой моторики посредством продуктивной деятельности.
"Моторика (англ. motorics) — вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты" [Мещеряков, с.274].
Мелкая моторика — сочетание скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Над изучением этой темы работали педагоги и психологи, такие как Д.Б.Эльконин, М. Монтессори, Л. Фомина, М.М. Кольцова и другие. Они подчёркивали огромную значимость функций руки.
Манипулируя с разнообразными вещами, у детей формируются познавательные способности. Это утверждал Д.Б. Эльконин: «Непосредственный, практический контакт с предметами, действия с ними ведут к открытию новых свойств предметов и отношений между ними» [цитирование по Эльконину, с.107].
Огромную работу в исследованиях развития мелкой моторики сделала Л.В.Фомина. Исследовав детей в детских садах, она увидела, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики. Она считала, что если мелкая моторика соответствует возрасту, то и речь находится в норме [Кольцова, с.144].
М.М. Кольцова считает что, движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией [цитирование по Кольцовой, с.80].
Развитие мелкой моторики действует на обучение в школе. Л.А. Венгер пишет, что ребёнок будет готов к школе, если у него будет хорошо развита мелкая моторика, и тогда он сможет держать ручку, не уставая [Большакова, c.274].
Хорошо развитая мелкая моторика помогает ребёнку одеться, что-то нарисовать или написать, а также выполнить какие-либо действия. М.М. Безруких отмечает, что дети 5-6 лет избегают выполнять действия, которые они должны уметь, так как у них слабо развита мелкая моторика, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев [Большакова, с. 274].
Существует много авторских методик, которые осуществляются в игровой форме и помогают формировать мелкую моторику рук. Действия с любыми мелкими предметами являются хорошими методами для формирования мышц пальцев ребенка.
От возраста и предпочтений ребёнка можно предложить множество способов манипуляции. Детям по душе ощупывать, осматривать, разбирать, даже ломать. И, конечно, любому ребёнку хочется поиграть с теми предметами, которые находятся в руках у взрослых. Многим предметам в домашнем хозяйстве можно придумать новое, интересное применение. Игры с домашними предметами простые, доступные. Они доставляют детям огромную радость. Их, например, могут заинтересовать прищепки для белья. Им можно найти разное применение. Например, можно сделать различные поделки или превратить их в разных животных. Также полезно сжимать и разжимать прищепки.
На любой кухне находится много разной крупы. Её можно перебирать, сортировать по разным баночкам. Большую ёмкость возможно применить как «сухой бассейн». Ребёнку можно предложить применять его для самомассажа. «Закапывать» руки в бассейне или перебирать его содержимое, искать мелкие игрушки от киндер- сюрпризов.
Ребёнку очень интересно будет играть с пуговицами, бусинами, которых находится множество в домашнем хозяйстве. Из пуговиц могут получиться разные фигуры. Бусинки можно нанизывать на леску или нить.
Для формирования пространственного мышления, развития фантазии можно использовать обыкновенные спички или различные палочки. Из них также можно выкладывать разные фигуры.
Для игры можно использовать массажные резиновые мячики, массажёры «суджок», скорлупки от киндер- сюрпизов, разный природный материал – желуди, шишки, орехи, каштаны. Их можно сжимать, катать.
Старшим дошкольникам можно предложить игры с цветными скрепками. Из них можно сделать красивые бусы, а также выложить из них какой-нибудь рисунок.
Можно поиграть со щётками: погладить, покатать между ладонями круглую щетку, понажимать на щетину.
В оригинальные игрушки превратятся банки с закручивающимися и захлопывающимися крышечками.
Эти простые, доступные и интересные игры не только формируют мелкую моторику, но и дарят ребенку радость общения со взрослым.
Пальчиковая гимнастика–это упражнения, которые формируют и совершенствуют «тонкие» движения пальцев рук.
Немецкие педагоги признали пальчиковую гимнастику как педагогику.
Посредством разных видов изобразительной деятельности происходит развитие мелкой моторики.
Ещё одна увлекательная технология– песочная терапия. Она была придумана психотерапевтом К. Г. Юнгом. Соприкасаясь с песком, нервные окончания пальцев посылают сигналы в мозг, и начинается стимулирование его работы.
Ещё один способ развития мелкой моторики — занятия лепкой. Этот метод очень разнообразен, работать можно с: пластилином, глиной, солёным тестом. Главное орудие в лепке это руки. Ребёнок овладевает такими приёмами как скатывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание. Во время работы у ребёнка работают все пальцы, а это помогает развитию речи.
В старших группах значимую роль играет ручная работа: нашивка пуговиц, аппликация из ткани, бисероплетение.
Занятия по лепке, рисованию, аппликации, конструированию имеют значительное место в развитии ребёнка.
Развивать мелкую моторику детей надо с младенчества. Родители, должны с раннего возраста массировать детям пальчики, и влиять на точки, которые взаимосвязаны с корой головного мозга, что влияет на развитие речи. Развитие мелкой моторики должно стать важным уровнем подготовки к школе. Это важно потому, что она влияет на то, как ребёнок будет писать, рисовать. От этого зависит его эмоциональное состояние, отношение к школе.
Библиографический список
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.:ТЦ Сфера,2005-64 с.
2. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова.- М., 2000.-210с.
3. Мещеряков Б.Г. Зинчеко В. П. Большой психологический словарь.3 издание.2002 г-630 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с.