Исследовательская и проектная деятельность

Пасечник Н.В. Исследовательский проект «Учитель – идейный вдохновитель»

Библиографическое описание:
Пасечник Н.В. Исследовательский проект «Учитель – идейный вдохновитель» // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Современный российский национальный воспитательный идеал –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны.

Исследовательский проект «Учитель – идейный вдохновитель» посредством музейной педагогики способствует развитию гражданской идентичности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность, даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей, работу в котором ведут сами обучающиеся, может ускорять и оптимизировать процесс социализации, помогать социальной адаптации, усвоению социальных ролей, способствовать профессиональному самоопределению, выстраивать духовно-нравственные ориентиры. Это определяется самой спецификой деятельности музея, ближайшего к ребенку музейного пространства, соразмерного и понятного ему, в ходе которой школьник способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений и вырабатывать собственные нормы социального поведения.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся, проектной деятельности.

В школьном музее «Память» МБУ «Школа № 74» г. Тольятти одним из главных экспонатов является парадная форма учителя математики, участника Великой Отечественной войны Савельева Антона Петровича, который работал в школе с 1988 по 1997 год. В год педагога и наставника особенно важным становится познакомить обучающихся с личностью учителя, который посвятил свою жизнь образованию и воспитанию молодого поколения.

Оригинальность идеи заключается в том, что через музейный экспонат обучающиеся узнают о личности учителя, который был участником Великой Отечественной войны, о истории своей школы, о истории своей страны. Используя научно-исследовательский потенциал обучающихся, данная воспитательная практика позволяет сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени, установить связь поколений.

Цель воспитательной практики - развитие гражданской идентичности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

· содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся;

· поддерживать творческие способности учащихся;

· способствовать развитию интереса к истории и культуре своей семьи, своего края, а значит и Отечества;

· способствовать формированию потребности постоянного приобщения к духовным ценностям своего народа, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;

· способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных принципов и толерантности;

· создать условия для формирования навыков проектной деятельности и развития ученического самоуправления;

· обеспечить усвоение обучающимися основ музееведения, привлечь к поисковой, краеведческой деятельности через разнообразные формы музейной работы.

Описание основных этапов реализации проекта

1. Подготовительный этап

Анализ проблемы. 2023 год объявлен Указом Президента России В.В. Путина Годом педагога и наставника, что подчеркивает важность роли преподавателей и наставников в образовании и формировании личности каждого человека. В рамках Года педагога и наставника проводятся различные мероприятия, направленные на развитие педагогической культуры, обмен опытом и повышение профессионального статуса. Особое внимание уделяется педагогам-ветеранам, которые являются связующим звеном в деле сохранения и развития культурного наследия общества.

В нашем школьном музее «Память» одним из главных экспонатов является парадная форма учителя математики, участника Великой Отечественной войны Савельева Антона Петровича, который работал в МБУ «Школа №74» с 1988 по 1997 год. Однако, не все ученики нашей школы знают о жизненном пути и о личности Антона Петровича.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – познакомить учащихся нашей школы с историей жизни учителя математики МБУ «Школа № 74» Савельева Антона Петровича.

ЗАДАЧИ:

· Изучить биографию Антона Петровича;

· Разработать сценарий и провести экскурсию, посвященную учителю МБУ «Школа № 74» Савельеву Антону Петровичу;

· Определить и изучить экспонаты для наглядного использования во время экскурсии;

· Создать видеоролик о Савельеве Антоне Петровиче.

2. Основной этап

2.1. Изучение биографии Савельева Антона Петровича.

Савельев Антон Петрович работал в нашей школе с 1988 по 1997 год учителем математики. Антон Петрович родился в 1925 году и после окончания 10 классов в 1943 году был призван в танковые войска.

Неоднократно Антон Петрович выбирался из подбитых танков, участвовал в знаменитом танковом сражении на Курской дуге, но в декабре 1943 года был серьёзно ранен.

Позднее, Антон Петрович был зачислен в учебно-танковый полк, где обучал юных танкистов. В июле 1945 он был отправлен на Дальний Восток, где принимал участие в боевых действиях в Маньчжурии.

За большое количество подбитых вражеских танков был награжден медалью «За Отвагу», за освобождение г. Харькова был награжден орденом «Отечественной войны 1 степени», за участие в боевых действиях в Японии награжден медалью «За боевые заслуги».

В 1954 году получил высшее образование по специальности учитель математики и физики.

Настоящий учитель, познавший ужасы войны, годы восстановления хозяйства, никогда не проявлял равнодушие по отношению к своим ученикам. И даже в конце жизни Антон Петрович завещал своим детям передать школьному музею в дар парадную форму, чтобы молодое поколение могло изучать историю своей страны, не забывать вклад советского солдата в Победу над фашизмом.

Антона Петровича не стало 28 сентября 2014 года, его семья исполнила его просьбу.

2.2. Классный час «Всё начинается с учителя». Охват – 28 человек.

2.3. Экскурсия «Учитель – идейный вдохновитель». Проведено 5 экскурсий для учащихся 1-х классов в школьном музее. Охват – 125 человек.

2.4. Видеоролик. Создан видеоролик «Савельев Антон Петрович – настоящий учитель и человек».

3. Заключительный этап

3.1. Размещение видеоролика «Савельев Антон Петрович – настоящий учитель и человек» в социальной сети ВКонтакте, в рамках участия в городском смотре-конкурсе музеев «Я горжусь».

3.2. Ссылка на видеоролик «Савельев Антон Петрович – настоящий учитель и человек» распространена в группах классов и родительских чатах. Охват – 47 классов, 1300 учащихся.

3.3. Сбор отзывов от посетителей экскурсии.

3.4. Обсуждение результатов проекта.

3.5. Участие в конкурсах. 2 место в городском смотр-конкурсе музеев «Я горжусь» в номинации «Лучший видеоролик школьного музея».

В ходе работы над исследовательским проектом «Учитель – идейный вдохновитель» была достигнута цель, которую поставили обучающиеся на подготовительном этапе. 1300 обучающихся и их родителей познакомились с историей жизни учителя математики МБУ «Школа № 74» Савельева Антона Петровича. Продуктом проекта стал видеоролик «Савельев Антон Петрович – настоящий учитель и человек».

Проект получил дальнейшее развитие. В ходе общественного голосования, в рамках городского смотра-конкурса музеев «Я горжусь», видеоролик получил 429 голосов. Ролик посмотрели более тысячи жителей города Тольятти, родителей, учителей и учеников школы, которые узнали о высокой роли учителя в жизни каждого на примере Антона Петровича Савельева.

Значимость воспитательной практики подтверждается высокой оценкой в конкурсах: 2 место в городском смотре-конкурсе музеев «Я горжусь» в номинации «Лучший видеоролик школьного музея», 2 место в областном конкурсе «Самарская мозаика».

Исследовательский проект «Учитель – идейный вдохновитель» позволил включить обучающихся в поисково-исследовательскую деятельности, используя разнообразные средства музейной педагогики, получить новый социальный опыт участия в конкурсных мероприятиях разного уровня, активно проявить себя в системе общественных отношений, что является ключевыми психолого-педагогическими условиями формирования гражданской идентичности в подростковом возрасте.

Библиографический список

1. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. – СПб.: СпецЛит, 1998. - С. 6-15

2. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: Из опыта методической работы. – М.: «Сфера», 2006. - 416 с.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.

4. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 18.12.2023).
2024