Актуальные вопросы начального общего образования

Каменских С.А., Косовских Я.В. Единый урок как одна из форм реализации идеи преемственности между начальной и средней ступенями образовательного процесса


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Кем быть? – сложный вопрос, найти на него ответ должен каждый ученик. Однако часто даже старшеклассники затрудняются назвать свою будущую профессию.
Школьные предметы… зачем они? Когда и где эти знания пригодятся в жизни? – и это непростые вопросы, ответы на которые знают не все обучающиеся, а результат: снижение мотивации к учебе, отрицательная динамика успеваемости.
Волонтерским отрядом МАОУ «СОШ №27» было проведено анкетирование 1058 обучающихся с 1-11 кл. По итогам 32% опрашиваемых не определились с выбором будущей профессии, 26 % (среди них есть выпускники школы) выбрали 2-3 профессии, 17% не могут назвать профессиональные сферы применения знаний, полученных по школьным предметам, оценивая важность, актуальность предметов, 13% называют 5-6 предметов и 7% - 8-9 предметов бесполезными. Все это говорит о том, что проблемы выбора профессии, целенаправленного применения знаний, приобретенных в школе, на практике для обучающихся и их родителей являются злободневными.
Второе десятилетие жизни человека – важный период, именно тогда делается самый серьезный выбор: друзей, интересов, будущей профессии. Процесс профессионального самоопределения – значимый момент в становлении личности. Помощь в ознакомлении с миром профессий, выбором профессионального пути могут оказать школа, педагоги. Данная работа должна вестись системно и интенсивно. При этом необходимо показать воспитанникам спектр профессий современной жизни, дать представление о содержании и условиях труда выбранной профессии, познакомить с требованиями, предъявляемыми к работнику этой сферы, определить пути, по которым можно достичь поставленной профессиональной цели. Чем раньше начать погружать воспитанника в сферу профессионального будущего, тем правильнее и удачнее будет выбор выпускника ОУ, поэтому знакомство с востребованными профессиями необходимо начинать не только в начальной школе, но и в дошкольных учреждениях.
Единый урок – образовательное занятие для всех обучающихся МАОУ «СОШ №27», организуемое одновременно на всех параллелях классов. Подобное занятие проводится один раз в четверть по тематике текущего школьного проекта.
Ежегодно одна из четвертей года посвящена профессиональному самоопределению обучающихся. Данной тематике соответствует и школьный единый урок.
Цель единого урока - создать условия для профессионального самоопределения учащихся, углубления и расширения знаний школьников о мире профессий в рамках программы развития «Синергия».
Организаторы мероприятия - волонтерский отряд школы и педагоги. Ответственные за дисциплину, жизнь и здоровье обучающихся классные руководители 1-5 классов.
Каждый класс условно делится на 5 групп (профессиональных планет). При себе каждый ребенок имеет половину листа А4 (картон), 5 листочков в форме квадрата 10^10 см, ножницы, клей. Желательно, чтобы бумага была разноцветной.
Учащиеся сидят на постоянных местах, ведущие (старшеклассники) перемещаются по классу. Волонтеры рассказывают группе учащихся о группах профессий и делают оригами –символ данной группы профессий. В результате образовательного «путешествия» каждый участник получает представление о профессиях и создает открытку для мамы (мама для ребенка и воспитатель, и учитель, и повар, и врач …).
Ход урока:
Ведущий 1
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,—
Золотых, стальных, алмазных,—
Нет священней слова: «труд»!
Ведущий 2
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы. (1)
Ведущий 3
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет не важных –
Вам об этом скажет каждый.
Ведущий 4
Мама – первый мой учитель,
Мой идейный вдохновитель,
Повар, доктор и швея,
Мой защитник и судья.
Мама – тренер мой, спасатель
И, конечно, воспитатель.
Без неё никак нельзя –
Это истина, друзья. (2)
Ведущий 5
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по миру профессий, а также готовить открытку –сюрприз для мамы, ведь именно мама многому учит нас и помогает сделать правильный жизненный выбор, в том числе выбор профессии.
Волонтеры расходятся по группам, после сообщения о профессиях перемещаются к другой группе по часовой стрелке
Речь и оригами 1 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-человек». Труд этих людей направлен на то, чтобы делать благо другим людям. Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Давайте подумаем, что это за профессии?
- учитель, воспитатель, директор, врач, психолог и др.
Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами платье и приклеим его на открытку для мамы.
Речь и оригами 2 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-природа». Это профессии, связанные с освоением природы, ее изучением, охраной, использованием во благо человека и мира. Давайте подумаем, что это за профессии?
Эколог, ветеринар, фермер, агроном, садовник
Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами рыбку и приклеим его на открытку для мамы.
Речь и оригами 3 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-техника». Это профессии, связанные с созданием, использованием, ремонтом техники. Давайте подумаем, что это за профессии?
Инженер, конструктор, автослесарь, машинист…
Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами корабль и приклеим его на открытку для мамы.
Речь и оригами 4 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-знаковая система». Это профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). Давайте подумаем, что это за профессии?
Банкир, музыкант, переводчик, корректор, бухгалтер
Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами буквы М и А и приклеим его на открытку для мамы.
Речь и оригами 5 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-художественный образ». Это профессии, связанные с созданием образов на бумаге, хосте, сцене и др. Давайте подумаем, что это за профессии?
- актер, режиссер, писатель, художник, певец, реставратор, искусствовед
Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами буквы звезда и приклеим его на открытку для мамы. Пусть эта звезда принесет Вашей семье счастье.
Заключительное слово ведущих: вот и закончена открытка-сюрприз для мамы, ваш близкий человек будет рад такому искреннему подарку. Но сегодня мы еще говорили о профессиях, давайте их вспомним: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек – знаковая система. Путешествие закончено.
2019