Каменских С.А., Косовских Я.В. Единый урок как одна из форм реализации идеи преемственности между начальной и средней ступенями образовательного процесса
Кем быть? – сложный вопрос, найти на него ответ должен каждый ученик. Однако часто даже старшеклассники затрудняются назвать свою будущую профессию. Школьные предметы… зачем они? Когда и где эти знания пригодятся в жизни? – и это непростые вопросы, ответы на которые знают не все обучающиеся, а результат: снижение мотивации к учебе, отрицательная динамика успеваемости. Волонтерским отрядом МАОУ «СОШ №27» было проведено анкетирование 1058 обучающихся с 1-11 кл. По итогам 32% опрашиваемых не определились с выбором будущей профессии, 26 % (среди них есть выпускники школы) выбрали 2-3 профессии, 17% не могут назвать профессиональные сферы применения знаний, полученных по школьным предметам, оценивая важность, актуальность предметов, 13% называют 5-6 предметов и 7% - 8-9 предметов бесполезными. Все это говорит о том, что проблемы выбора профессии, целенаправленного применения знаний, приобретенных в школе, на практике для обучающихся и их родителей являются злободневными. Второе десятилетие жизни человека – важный период, именно тогда делается самый серьезный выбор: друзей, интересов, будущей профессии. Процесс профессионального самоопределения – значимый момент в становлении личности. Помощь в ознакомлении с миром профессий, выбором профессионального пути могут оказать школа, педагоги. Данная работа должна вестись системно и интенсивно. При этом необходимо показать воспитанникам спектр профессий современной жизни, дать представление о содержании и условиях труда выбранной профессии, познакомить с требованиями, предъявляемыми к работнику этой сферы, определить пути, по которым можно достичь поставленной профессиональной цели. Чем раньше начать погружать воспитанника в сферу профессионального будущего, тем правильнее и удачнее будет выбор выпускника ОУ, поэтому знакомство с востребованными профессиями необходимо начинать не только в начальной школе, но и в дошкольных учреждениях. Единый урок – образовательное занятие для всех обучающихся МАОУ «СОШ №27», организуемое одновременно на всех параллелях классов. Подобное занятие проводится один раз в четверть по тематике текущего школьного проекта. Ежегодно одна из четвертей года посвящена профессиональному самоопределению обучающихся. Данной тематике соответствует и школьный единый урок. Цель единого урока - создать условия для профессионального самоопределения учащихся, углубления и расширения знаний школьников о мире профессий в рамках программы развития «Синергия». Организаторы мероприятия - волонтерский отряд школы и педагоги. Ответственные за дисциплину, жизнь и здоровье обучающихся классные руководители 1-5 классов. Каждый класс условно делится на 5 групп (профессиональных планет). При себе каждый ребенок имеет половину листа А4 (картон), 5 листочков в форме квадрата 10^10 см, ножницы, клей. Желательно, чтобы бумага была разноцветной. Учащиеся сидят на постоянных местах, ведущие (старшеклассники) перемещаются по классу. Волонтеры рассказывают группе учащихся о группах профессий и делают оригами –символ данной группы профессий. В результате образовательного «путешествия» каждый участник получает представление о профессиях и создает открытку для мамы (мама для ребенка и воспитатель, и учитель, и повар, и врач …). Ход урока: Ведущий 1 В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут,— Золотых, стальных, алмазных,— Нет священней слова: «труд»! Ведущий 2 Все искусства, знанья, книги — Воплощенные труды! В каждом шаге, в каждом миге Явно видны их следы. (1) Ведущий 3 Профессий много есть на свете, Это знают даже дети. И профессий нет не важных – Вам об этом скажет каждый. Ведущий 4 Мама – первый мой учитель, Мой идейный вдохновитель, Повар, доктор и швея, Мой защитник и судья. Мама – тренер мой, спасатель И, конечно, воспитатель. Без неё никак нельзя – Это истина, друзья. (2) Ведущий 5 Ребята, сегодня мы будем путешествовать по миру профессий, а также готовить открытку –сюрприз для мамы, ведь именно мама многому учит нас и помогает сделать правильный жизненный выбор, в том числе выбор профессии. Волонтеры расходятся по группам, после сообщения о профессиях перемещаются к другой группе по часовой стрелке Речь и оригами 1 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-человек». Труд этих людей направлен на то, чтобы делать благо другим людям. Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Давайте подумаем, что это за профессии? - учитель, воспитатель, директор, врач, психолог и др. Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами платье и приклеим его на открытку для мамы. Речь и оригами 2 ведущего:Ребята! Есть профессии «человек-природа». Это профессии, связанные с освоением природы, ее изучением, охраной, использованием во благо человека и мира. Давайте подумаем, что это за профессии? Эколог, ветеринар, фермер, агроном, садовник Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами рыбку и приклеим его на открытку для мамы. Речь и оригами 3 ведущего:Ребята! Есть профессии «человек-техника».Это профессии, связанные с созданием, использованием, ремонтом техники. Давайте подумаем, что это за профессии? Инженер, конструктор, автослесарь, машинист… Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами корабль и приклеим его на открытку для мамы. Речь и оригами 4 ведущего:Ребята! Есть профессии «человек-знаковая система».Это профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). Давайте подумаем, что это за профессии? Банкир, музыкант, переводчик, корректор, бухгалтер Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами буквы М и А и приклеим его на открытку для мамы. Речь и оригами 5 ведущего: Ребята! Есть профессии «человек-художественный образ». Это профессии, связанные с созданием образов на бумаге, хосте, сцене и др. Давайте подумаем, что это за профессии? - актер, режиссер, писатель, художник, певец, реставратор, искусствовед Чтобы вы запомнили, что есть такая группа профессий, давайте сделаем оригами буквы звезда и приклеим его на открытку для мамы. Пусть эта звезда принесет Вашей семье счастье. Заключительное слово ведущих: вот и закончена открытка-сюрприз для мамы, ваш близкий человек будет рад такому искреннему подарку. Но сегодня мы еще говорили о профессиях, давайте их вспомним: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек – знаковая система. Путешествие закончено.