Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Горшенина А.А. Игра как активный метод обучения

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Проблема отсутствия интереса детей в обучении – одна из актуальных. И это касается не только школьного образования, но и дополнительного. Равнодушие обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов – как с этим бороться?
Один из методов, который я применяю на занятиях для активизации обучающихся – это метод игры.
Проблему игровой деятельности рассматривало много ученых. Самые известные из них - К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, С.А. Шмаков и другие. Они исследовали влияние игры на развитие личности, ее психических функций, а также то, как происходит социализация человека во время этого процесса.
Многие ученые сходятся во мнении, что во время игры наблюдается активное усвоение общественного опыта, благодаря чему совершенствуется поведение ребенка.
Великий русский писатель и лексикограф В.И. Даль дает подробное определение понятию «игра» в Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие»
Учебная деятельность должна быть развивающей, направленной на формирование познавательных интересов и способностей детей. Ценным методом стимулирования желания к учению являются игровые формы обучения, а именно, дидактические игры.
Познавательные игры (дидактические) – это ситуации, которые моделируют реальность. Задача обучающихся – найти выход из предложенных педагогом ситуаций.
Всего можно выделить три группы игр:
1.Короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и другие игры. В своей практике я часто прибегаю к использованию последних. Причиной является то, что игры данного типа направлены на развитие, повышение стимула в учении, решение конкретных задач (усвоение правил, отработка навыков и т. д).
Например, на занятии по русскому языку можно применить игру «Слоговые цепочки» по принципу присоединения к данному слогу другого слога для получения новых слов.
2.Игровые оболочки. Они более продолжительны по времени. Принцип данной игры заключается в создании игровой оболочки всего занятия.
Например, это может быть приход на занятие главного героя из сказки «Винни–Пух и все-все-все…». После приветствия представляем Винни-Пуха как поэта, сочиняющего «пыхтелки» и «сопелки». Предлагаем детям совместно с героем заняться сочинением коротких стихотворений.
Также можно проанализировать ошибки в поздравлении, которое написала Сова на горшочке.
3.Длительные развивающие игры. Игры данного типа могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они носят деловой характер.
По словам С.А. Макаренко длительные развивающие игры рассчитаны на дальнюю перспективную идеальную цель и несут в себе воспитывающую направленность.
Каждая игра – это педагогический процесс, который предполагает реализацию цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Этим педагогическая игра отличается от обычной игры.
Цели могут быть следующими:
- повышение интереса к изучению предмета;
- развитие логического мышления, тренировка памяти;
- воспитание умения участвовать в диалоге;
- воспитание умения работать в группе и самостоятельно.
Среди игр, применяемых мной на уроках, можно выделить викторины, брейн-ринги, конкурсы, шарады, кроссворды, имитации пословиц, речевых ситуаций. Дети с удовольствием принимают участие в играх во время учебного процесса, работают активно. Результаты усвоения ими новых тем и закрепления пройденных я вижу при проведении проверочных работ.
На мой взгляд, играя, дети применяют все знания на практике и приобретают такие преимущества, как
- удовольствие от процесса деятельности, ведь все происходит по свободной воле и желанию ребенка;
- творческое развитие, потому что игра - это активная деятельность;
- эмоциональную приподнятость деятельности, так как во время игры происходят соперничество, состязательность, конкуренция;
- дисциплинированность во время выполнения правил игры.
С.А. Шмаков выделяет несколько важных функций, присущих игре. Хочу рассмотреть некоторые из них:
- Социализация. Ребенок активно познает все богатства культуры.
- Межнациональная коммуникация. Игра способствует усвоению учащимся общечеловеческих ценностей, культуры разных национальностей.
- Самореализация ребенка в игре. Ребёнок практикуется и проверяет накопленный опыт.
- Коммуникация. Благодаря игре ребенок учится общаться в полной мере.
- Диагностика игры позволяет педагогу определить интеллектуальные, творческие способности ребенка.
- Терапия игры позволяет использовать игры как средства преодоления жизненных трудностей: в поведении, общении, учебе.
- Развлечение, от которого ребенок в игре переходит к развитию.
Таким образом, ценным методом стимулирования детей к учению являются игры, потому что они преследуют не только педагогические цели, но и развитие основных личностных качеств, уникальности каждого ребенка. Желаю всем творческих успехов!
Библиографический список
1.       Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие / Е.Н. Каменская. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 320 с.
2.       Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 540 с. – (Основы наук).
2020-01-30 16:03 2020