Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Бойцов К.А. Воспитание чести и достоинства – миф или реальность?

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Воспитание личности с гражданской позицией без формирования нравственного мировоззрения, знаний норм и правил поведения, умения оценивать с моральной точки зрения поступки свои и окружающих людей невозможно. Бытуют разные мнения по вопросу нравственного воспитания в школе. Существует точка зрения, что нравственное воспитание не особенно важно, а главный результат обучения – сумма знаний и умений по предметам, нацеленность на выбор профессии и успешность, а нравственное воспитание – прерогатива родителей, а не школы.
Безусловно, прежде всего, родители должны воспитывать своих детей, но, по данным наших наблюдений, в большинстве семей, время общения родителей с детьми в течение дня не превышает 24 минут. Именно поэтому к педагогам образовательных учреждений предъявляются особые требования по формированию нравственных качеств воспитанников.
На наш взгляд, основа нравственного развития личности – честь и достоинство. В.А. Сухомлинский писал: « ….бывают такие стечения обстоятельств, когда необходимо отказаться от удовольствия и пойти на жертву… Все это требует достоинства» [4].
В наше время понятия чести и достоинства все чаще связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью. Человек в борьбе за власть и карьеру, добиваясь успеха, часто утрачивает эти качества.
Но во все века, в самые трудные и смутные времена наша страна справлялась с выпавшими ей испытаниями благодаря людям, готовым отдать себя честному и самоотверженному служению, в самом высоком смысле этого слова, не отдельным лицам, а делу, интересам великой державы.
Всем известно, что суворовские училища, стали открывать с 1943 года [1], и основа системы обучения была взята с кадетских корпусов дореволюционной России. Более 300 лет слово кадет (суворовец) ассоциируется с понятием «честь», «достоинство», «благородство», «верность долгу» [3]. Как результат системного привития таких качеств как чувство чести и долга, которые служили прочной основой преданности Отечеству. Не случайно в дореволюционной России в корпуса принимали только детей дворян и офицеров. Девиз «За Веру, Царя и Отечество» русские офицеры принимали, как нечто само собой разумеющиеся. Понятия «долг», «честь», «достоинство» были мерилом их жизни. Корпусное воспитание укореняло эти качества. Наверное, поэтому, несмотря, на свою преданность императору, кадеты первого кадетского корпуса оказывали помощь раненым участникам вооруженного декабрьского восстания.
На обвинение кадет Николаем I в государственной измене директор корпуса ответил в защиту своих воспитанников: «Они так воспитаны, Ваше Величество, драться с неприятелем, но после победы призревать раненых, как своих. Это их долг и честь» [2].
В настоящее время формирование нравственных качеств суворовцев осложнено рядом обстоятельств. Во-первых, суворовцы прошлого воспитывались в закрытых военных учебных заведениях и не были подвержены влиянию социума в той степени, в какой подвержены влиянию социума современные суворовцы, так как на выходные воспитанники убывают в увольнение. Во-вторых, состав дореволюционных кадетских корпусов был однородным в классовом и социальном отношении, современные суворовцы приходят из разных социальных групп, из разных семей, с разными нравственными установками.
Сами суворовцы (кто осознано, кто подсознательно) придают большое значение развитию чести и достоинства личности.
Суворовцам 8-х классов был предложено задание: расположить в порядке значимости таблички с формулировкой нравственных качеств: совесть, патриотизм, дисциплинированность, честность, гордость, вежливость, аккуратность, доброта, честь, достоинство, трудолюбие, скромность, коллективизм, самолюбие. Анализ результатов показал:
-                  40% опрошенных суворовцев поставили честь и достоинство на первое место;
-                  35% - поставили патриотизм и дисциплинированность на первое место, а честь и достоинство – на второе место;
-                  20% обучающихся отвели этим качествам четвертое и пятое место;
-                  5% поставили честь и достоинство на шестое и восьмое место.
Проведенное мини-исследование позволяет сделать вывод о том, что для суворовцев старших классов честь и достоинство – самые важные качества.
Для того, чтобы юноши стали истинными патриотами, готовыми сознательно служить Отечеству, необходимо создать условия для формирования нравственных ценностей.
В суворовском училище это достигается, в первую очередь, укладом жизнедеятельности училища, созданием ценностно-смысловой среды, насыщенной традициями, символами, заповедями суворовцев, общими нормами морали.
Во вторую очередь, изучением истории кадетского движения в системе воспитательной работы «История кадетских корпусов России», приоритетным направлением которой является нравственное воспитание. Процесс формирования ценностных устоев суворовцев целостный и непрерывный. Он осуществляется также через воспитательную работу офицеров-воспитателей.
В-третьих, разработкой и реализацией проектов по изучению жизни и деятельности выдающихся кадет, суворовцев как примеру долга, чести, достоинства. К таким людям можно отнести известных воспитанников суворовских училищ: Громова Бориса Всеволодович полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», окончившего Калининское СВУ; Солуянова Александра Петровича, Героя Советского Союза, окончившего Казанское СВУ; Курносенко Сергея Петровича, Героя России (посмертно) окончившего Свердловское СВУ, и многих других.
Многие мальчики, поступившие в суворовское училище, уже имеют первичные представления о нравственных нормах. Большинство (70 %) воспитанников 5-x классов в сочинениях «Почему я хочу стать суворовцем?» называют первопричиной желание стать настоящим мужчиной; 20%-причиной поступления в училище называют желание стать защитником Отечества; 10% – причиной поступления в училище называют желание стать дисциплинированным. На протяжении обучения в училище у суворовцев меняется понимание понятий «честь», «достоинство», «долг». Воспитанники 5-x классов связывают эти понятия со званием суворовца и не подвергают сомнению их обязательность для каждого, самостоятельно выстраивая Кодекс чести суворовца. В старших классах понимание качеств «честь», «достоинство», «долг» становиться глубже.
Суворовцы 8-х классов так понимают понятия «честь» и «достоинство»: «честь и достоинство необходимы молодому поколению, так как без них человек не может называться человеком»; «честь – это ответственность за свое поведение»; «человек чести и достоинства никогда не пойдет на предательство»; «достоинство – уважение себя и гордость собой, честь – уважение тебя другими людьми».
Суворовцы достаточно полно и обоснованно понимают сущность этих понятий. Но в тоже время далеко не в полном объеме представляют себе, как в повседневном поведении проявляются честь и достоинство, как следует правильно поступать в сложных ситуациях, чтобы не поступиться своим достоинством, не запятнать свою репутацию.
Однако нельзя быть уверенным, что, усвоив понятия «честь» и «достоинство» суворовцы станут их обладателями. Нравственные признаки моральных понятий усваиваются и закрепляются постепенно и только потом со временем становятся убеждениями и принципами поведения.
Таким образом, мы считаем, что воспитание чести и достоинства будущих военных это не миф, это ежедневный кропотливый труд как самого воспитанника, так и офицера-воспитателя, подающего пример.

Библиографический список:

1.      История российского кадетства. 1701-1917 URL: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/cadet-history-museum/cadet-history-1701-1917
2.      Лесков Н. Праведники гл. №6 – URL: http://www.knijky.ru/books/pravedniki?page=29
3.      Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища: история и современность – URL: (http://www.arms-expo.ru/agency/persons/analitics/65278/)
4.      Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. —— М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)
2019