НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Капина В.М., Кузиева Л.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста как условие для успешного познавательного развития

Библиографическое описание:

Капина В.М., Кузиева Л.И. Сенсорное развитие детей раннего возраста как условие для успешного познавательного развития // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.


Разработанные мною методические рекомендации позволяют педагогам аналогичных возрастных групп активно применять на практике данную систему работы, что позволяет повысить уровень сенсорного развития малышей.

Данное методическое пособие будет признано необходимым материалом для педагогов, работающих в настоящее время с раннего возраста в детском саду по системе Монтессори, а также их родителям. И я надеюсь, что это привлечет их внимание.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с живого созерцания, с ощущения отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственных воздействиях на органы чувств и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Целью данной работы является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством игровой деятельности.

В соответствии с целью, необходимо выделить следующие задачи:

1) формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе;

2) повышать уровни сенсорного развития детей группы;

3) информировать родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста;

4) воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.

Возраст детей группы 2 - 3,5 года. Посещают группу 19 детей, из них 10 девочек и 9 мальчиков.

I. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ

1.1. Условия для формирования сенсорного развития детей раннего возраста

Раннее развитие - методика М. Монтессори, или «Помоги мне это сделать самому». Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности.

Ранний возраст от 2 - 3,5 лет - это важный сенситивный период, восприятие мелких предметов и период сенсорного развития. С самого рождения ребенок вбирает в себя как губка все, что видит вокруг. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» (Китайская пословица).

Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупыванием, рассматриванием, сравнением.

Занятия проходят в специально организованной среде, разделенной на несколько зон. Детей учат соблюдать следующие правила: ребенок делает то, что он может делать, без участия воспитателя или родителей. Эта независимость развивает уверенность в себе. Дети должны вести себя тихо, не мешать другим, и играть.

В детских садах группы разделены на несколько зон и дополнены различными дидактическими пособиями. Такое зонирование помогает воспитателям организовывать и поддерживать порядок на своих рабочих местах, а дети могут лучше передвигаться в различных материалах.

Практическая ориентация помогает детям овладеть простейшими жизненными навыками. Дети в этом возрасте от двух до трех с половиной лет учатся подметать пол с помощью щетки, расстегивать пуговицы и пуговицы разных размеров, липучки, одевать и раздевать кукол.

В зону сенсора входят предметы, которые различаются по форме, размеру, цвету и весу. Игры с похожими материалами (наборы поролоновых шаров разного диаметра, крышки разного размера для банок и бутылок) развивают у детей моторику рук и пальцев, осязание, а также мыслительные процессы - память и внимание.

Сенсорная зона состоит из материалов, которые помогают детям научиться считать, познакомиться с математическими символами. В решении подобных задач ребенок совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость. Сенсорная зона способствует развитию образности речи, расширению словарного запаса прилагательных и определений: большой-маленький, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, тяжелый-легкий, цвета и оттенки и т.д.

Педагог вводит эти понятия через трехступенчатый урок, т.е. поэтапное освоение нового:

I этап - ступень знания (знакомство с новым понятием)

II этап - уровень опыта (перевод понятия в пассивный словарный запас, педагог называет - ребенок находит)

III этап - проверка знаний (перевод понятия в активный словарный запас, ребенок называет, отвечая на вопрос педагога)

Сенсорные упражнения помогают освоить понятия, связанные с геометрическими телами и формами.

1.2. Характеристика сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (представлений, восприятий, ощущений). Сенсорные процессы собой представляют первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание очень часто выступает исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное воспитание создает основы эстетического воспитания, умственного развития. В процессе сенсорного развития подготавливается переход от восприятия к мышлению, от чувственного к рациональному познанию, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Развитие сенсорных процессов вместе с тем играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; имеет самостоятельное значение, с другой стороны.

Л.А. Венгер предлагал такое определение сенсорного развития: это «формирование представлений и развитие восприятия о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, а также вкусе, запахе».

Под сенсорным развитием П. Г. Саморукова и В. И. Логинова понимали формирование ребенком различных систем обследовательских действий, а так же освоение многообразия эталонов. В то же время Я.Л. Коломинский полагал, что сенсорное развитие можно связать с формированием ранее не существовавших, новых сенсорных процессов.

Т.М. Бабунова под сенсорным воспитанием понимает формирование у ребенка ориентировочных действий.

Определение сенсорного воспитания Л.А. Венгером понимается как «планомерное и последовательное ознакомление детей раннего возраста с сенсорной культурой человечества».

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

1) девять основных цветов спектра;

2) пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

3) три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

4) музыкальные ноты, звуки родного языка;

5) четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

6) два температурных определения (тепло, холодно);

7) пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 2-4 года:

1) понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;

2) ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);

3) умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;

4) способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);

5) умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);

6) умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Воспитание детей раннего возраста обязательно должно включать развивающие игры для гармоничного формирования всех сенсорных систем.

Всем известно, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств, а точнее через пять сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Больше всего информации мы получаем с помощью зрения и слуха, так как эти анализаторы являются для человека ведущими. Однако, проводя развивающие игры с детьми, нужно делать упор на равнозначное развитие все систем. Вкус и обоняние тесно связаны с эмоциональной сферой. Когда ребенок учится различать предметы на ощупь, называть вкус еды, находить имена разным ощущениям, он учится управлять своими эмоциями, осваивает их многообразие и контрастность через телесные ощущения. Кроме того, чтобы сенсорное развитие детей раннего возраста шло правильно, нужно обязательно пройти этап формирования так называемых сенсорных эталонов - общепринятого понимания свойств разных предметов. Это очень важная характеристика, которая поможет ребенку в социализации.

II. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГР-ЗАНЯТИЙ

2.1 Организация занятий, предметно-игровой среды по сенсорному развитию детей раннего возраста

Ранний возраст рассматривается как возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы.

Для занятий с детьми раннего возраста целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:

1) игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия и предназначенные для игр-шнуровок или для сбора пирамид);

2) геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепипеды и пр., предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);

3) дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигурвкладышей, так называемые игрушки-сортеры (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме);

4) народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца, грибы и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине - для закрепления навыка группировки);

5) небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, чашечки и пр.).

1. Мария Монтессори в своих работах писала о необходимости использования различных материалов для развивающих пособий. Она была уверена, что для развития различных органов чувств и формирования различных практических умений материалы (пособия) должны быть разного размера, формы, фактуры, цвета, звучания и должны быть выполнены из различных материалов (дерево, мех, метал, ткани и пр.).

2. Важно продумать использование пособий для индивидуальной работы ребенка. Здесь как нельзя лучше подойдут различного рода развивающие столы. Использование данного стола направленно на обучение ребенка различного рода манипуляциям (с предметами различной формы и величины, сборку пирамид, карточек по цвету, работу с предметами вкладышами).

3. Оборудование должно создавать единое игровое поле, т.е. отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослым. Это период накопления сенсорного опыта, овладения простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями о свойствах предметов (цвете, величине, форме и пр.).

Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами предметов (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого).

4. В ФГОС ДО называются следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В соответствии с современным пониманием средового подхода к сенсорному развитию:

1) насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей; организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, которые гарантируют богатый сенсорный опыт, способствующий развитию ребенка, возможность приобретения представлений о свойствах различных материалов и объектов;

5) доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

6) безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

2.2. Рекомендации родителям и педагогам по активизации сенсорного развития детей раннего возраста

Исходя из теоретического анализа литературных источников сенсорное воспитание - это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Дети раннего возраста в этом возрасте должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Если посмотреть со стороны, это обычные человеческие способности восприятия мира, но, с другой стороны, эти качества имеют большое значение. Именно через эти качества маленький ребенок познает мир и развивает свою память, мышление и воображение. На сегодня существует много игрушек для воспитания сенсорного развития детей, и нет необходимости придумывать что-то новое, но приобретенная игрушка зачастую очень быстро надоедает ребенку, и тогда лучше придумать для него что-то новое и интересное.

В период от одного года до трех лет необходимо обеспечить ребенку максимальные возможности для ознакомления с самыми разнообразными предметами и помочь овладеть ему всеми возможными действиями с этими предметами.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста. В процессе обследования малыши овладевают умением воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.

При обследовании предмета перед использованием его в деятельности (например, в рисунке или конструировании) главное внимание ребенка обращается на контур, основные части.

Если сравнивать способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные результаты. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях.

Результаты анкетирования родителей (законных представителей) дошкольников представлены на рисунке 2.

Рис.1. Результаты анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития»

9 родителей (47%) дали ответ - не имею представления, что такое сенсорная культура, 7 родителей (30%) - согласились, что им нужна помощь по сенсорному воспитанию дошкольников, 3 родителя (14%) - у детей нет игр по сенсорному воспитанию.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования

Процесс работы по сенсорному развитию детей через предметную деятельность требует освоения детьми системы специальных умений и навыков, которые обычно называются техникой деятельности. Наиболее сложна она там, где требуются действия с инструментами (лопаткой, ножницами, кистью и т. п.)

Имеют свою технику и те виды деятельности, которые связаны с манипуляцией игрушками в процессе разнообразных игр:

1) при развитии зрительного восприятия основной упор следует сделать на различение цветов и формы. В этом помогут яркие картинки и детские раскраски. Например, если ребенок любит заниматься творчеством: делать аппликации, лепить из пластилина или соленого теста, рисовать, то можно придумать следующую игру: для этого необходимо взять разноцветные баночки из-под красок, например: синяя, желтая, зеленая и красная. Дома можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из ладошек и в тоже время называть предмет. Так ребенок будет запоминать материалы, но надо иметь в виду, в этом возрасте ребенку следует давать 2-3 вида ткани и со временем добавлять по одному вида;

2) из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, необходимо приклеить подготовленные материалы на дно коробки. Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся рядом с центром мелкой моторики;

3) можно также вырезать из цветного картона прямоугольники, квадраты, кружочки, раскладывать их в кружок, в центре становится ребенок и начинает говорить «Я кружусь, кружусь, кружусь и на красный (желтый, синий, зеленый…) цвет становлюсь». Можно говорить самой, где им остановиться, если ребенок плохо разговаривает, потом они сами начнут повторять и запоминать цвета. Сначала дети останавливаются, где хотят, потом они начинают запоминать цвета. Если сделать задание посложнее, можно добавлять туда и геометрические фигуры «Я кружусь, кружусь, кружусь и на синий квадрат (круг, треугольник) становлюсь». Так ребенок будет запоминать цвета и геометрические фигуры.

Таким образом, можно сказать, что задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы:

v развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством предметной деятельности;

v развивать тактильную чувствительность рук детей;

v совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

v продолжать учить детей группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, цвете;

v формировать простейшие приемы установления тождества и различия;

v реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;

v установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;

v развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Таким образом, оптимальным возрастом для сенсорного воспитания и развития сенсорного восприятия у ребенка является возраст после двух лет, поскольку ребенок уже достаточно неплохо понимает речь и может давать однозначную вербальную обратную связь. Но для развития способностей к познанию мира не бывает слишком раннего возраста или возраста, когда уже слишком поздно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего, дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

Значение среды для сенсорного развития велико. Ее влияние на результативность сенсорного воспитания общепризнанно. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении раннего и дошкольного детства. Методика сенсорного воспитания предусматривает накопление детьми широкого сенсорного опыта, передачу им многообразия сенсорных эталонов и способов обследования. Исследования показывают, что возможности получения такого опыта расширяются при условии создания в детском саду развивающей предметно-пространственной среды.

Общая характеристика предметно-развивающей среды как организованного жизненного пространства, способного обеспечить социально-культурное становление ребенка, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Поэтому мы стараемся убедить родителей, что им выпадает прекрасный случай для приятного обучения, только надо немного проявить фантазию. Ведь предложенные игры обучают детей, создают психологический комфорт в семье и доставляют радость малышам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Боброва, Н. Б. Монтессори у вас дома. Узнаем окружающий мир / Наталья Боброва. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 111 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.

3. Д'Эсклеб, Сильви. Монтессори. Развиваем в ребенке уверенность / Сильви Д'Эсклеб. - Москва: ЭКСМО: БОМБОРА™, 2019. - 252 с. - (Воспитываем по Монтессори).

4. Лиллард, П. П. Монтессори сегодня / Пола Полк Лиллард. - Москва: Эксмо, 2018. - 253 с. - (Популярные развивающие методики).

5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 150 с.
2023