НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Юрченко И.А. Обучение дошкольников правилам дорожного движения через организацию игровой деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача - поиск новых форм работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому мы в своей работе используем различные дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, настольные, подвижные игры, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, просмотр мультфильмов и презентаций по ПДД, отгадывание загадок, развлечения и досуги по данной тематике.
В связи с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на наших дорогах, увеличивается угроза возникновения дорожно-транспортных
происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Педагоги ДОУ понимают возросшую ответственность за сохранение жизни каждого ребенка на улице и прилагают усилия для того, чтобы дети уходили в школу с осознанными знаниями правил дорожного движения и умели применять их на практике. Вот почему с самого раннего возраста необходимо научить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. В игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи как практические, так и умственные. Но прежде всего для обучения детей правилам дорожного движения должны быть созданы условия.
Для сюжетно – ролевых игр по ПДД в группе оформлены макеты домов и деревьев, имеются переносные дорожные знаки, жезлы, разнообразные транспортные игрушки, действующие светофоры. Самая желанная роль для детей – это роль регулировщика.
Сюжетно – ролевая игра по правилам дорожного движения позволяет получить или закрепить полученные знания на практике. Атрибутика, главный аспект необходимый в данной игре. В сюжетно – ролевых играх: «Водители», « Поездка в автобусе», « Мы пешеходы», « Служба спасения», «Дорожный патруль» — знакомим детей с улицей, дорогой, тротуаром. Учим правильно входить в транспорт и выходить из него. Закреплям такие понятия как: «Пешеход», «Проезжая часть дороги», «Дорожный знак». Проигрываем с детьми различные игровые сюжеты. Например: Дети играли в футбол, и мяч выкатился на дорогу, одна девочка побежала за мячом. Водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, поехал на красный сигнал светофора.
Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении. В ходе дидактической игры закрепляются знания детей о правилах дорожного движения. В играх: «Разложи картинку по порядку», «Что нужно водителю», «Найди лишнее» дошкольники учатся классифицировать и анализировать.
Настольные игры: лото, домино, парные картинки, дают возможность систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
На территории дошкольного учреждения, для практических занятий, игр, соревнований по правилам дорожного движения оборудована специальная площадка - автогородок, который включает дорожную разметку, пешеходные переходы, дорожные знаки («Пешеходный переход», «Светофорное регулирование», «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания» и др.). На игровой площадке создана тематическая беседка по ПДД, всё это даёт возможность почувствовать себя «взрослыми» участниками дорожного движения - пешеходами, водителями автомобилей или инспекторами дорожной полиции.
Таким образом, у детей через игру формируются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, дошкольники учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь реализовать в жизни, на практике.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Князев Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «Детство-пресс», 2005г.
2. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения. Издательство: Феникс, 2004г.
3. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

Сведения об авторе

Юрченко Ирина Александровна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с.Кустовое Яковлевского района Белгородской области», Россия, Белгородская область Яковлевский район, с.Кустовое.
2019