Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Яблинская Т.А. Развитие речи — залог успешной адаптации ребенка в школе при условии обеспечения преемственности детского сада и школы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


А помогаем детям мы, взрослые.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы.
Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития и в частности - речевой патологией. Все чаще приходится встречаться с различными формами задержки речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Практикующие логопеды с тревогой отмечают эту тенденцию. По различным оценкам, более 50 процентов детей дошкольного возраста имеют речевые дефекты. А ведь от состояния речи напрямую зависит формирование личности ребенка, развитие его познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения. Правильная речь – один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты. Недостатки в речевом развитии служат серьезным фактором риска в овладении школьной программой, социализации ребенка, его успешной адаптации в школьном коллективе.
Хотелось бы отметить, что по ФГОС содержание образовательной Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать одну из структурных единиц, отдельную образовательную область – речевое развитие детей.
Дети усваивают родной язык, слушая и подражая разговорной речи взрослых. А вечно занятые родители зачастую забывают об этом, пуская весь процесс становления речи своего чада на самотек. У них не хватает времени (а порой нет и желания) почитать ребенку книжку, рассказать сказку, а уж о том, чтобы провести развивающее занятие, нет и речи. В результате ребенок мало проводит времени в общении с мамой и папой, все больше сидит у телевизора, за планшетом или молча возится с игрушками.
Вот и получается, что с речью ребенка (помимо неправильного произношения отдельных звуков) к моменту поступления в школу возникает целый ряд проблем. Перечислим наиболее типичные из них:
- односложная («ситуативная») речь, состоящая из простых предложений, с неправильным употреблением окончаний;
- трудности в построении логико-грамматических конструкций, неумение по смыслу завершить предложение;
- бедность речи, скудость словарного запаса (на уровне повседневной бытовой ситуации), незнание обобщающих понятий, родственных слов;
- замусоривание речи сленговыми словечками (результат просмотра телепередач), употребление нелитературных слов и выражений;
- слабая диалогическая речь, неспособность четко сформулировать вопрос, дать краткий или развернутый ответ;
- ухудшение связной речи, неумение построить описательный рассказ по сюжетным картинкам или пересказать текст своими словами;
- отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
В нашем детском саду уделяется большое внимание работе с детьми, имеющими то или иное речевое нарушение. Планомерные занятия на логопункте с учителем-логопедом, систематические занятия в логопедической группе, специальные упражнения в группах с воспитателями, другими педагогами помогают устранению дефектов речи ребенка.
К сожалению, далеко не все родители понимают свою роль в развитии речи ребенка, вовремя не придают значения неправильному произношению звуков, полагая, что все пройдет само собой. Поэтому мы, в свою очередь, проводим огромную работу с родителями.
Огромное значение в этой работе логопеда имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Логопед делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом».
Только в таком случае возникает эмоционально – положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Логопедическая работа с детьми проводится по следующим направлениям:
- Индивидуальные занятия по постановке звуков, автоматизации (введение звуков в речь), дифференциация (различение схожих звуков).
- Коррекция звукопроизношения (исправление искаженных звуков)
- развитие фонематического восприятия;
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение словаря;
-формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
А приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми-дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа “не навреди” и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.
Кабинет логопеда встречает малышей своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. В кабинете проводятся индивидуальные занятия с детьми по постановке и автоматизации звуков в связной речи, групповые занятия по обучению грамоте и развитию грамматического строя речи, индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
Свой кабинет рассматриваю как своеобразное поле взаимодействия логопеда с детьми, родителями, воспитателями, в центре которого сосредоточены интересы, прежде всего ребёнка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечения.
Предметно развивающая среда создаётся не только в группах, но и в кабинетах учителя-логопеда. Освободилось пространство от взрослой мебели и появились детские стеллажи: ребёнок получил возможность подойти и взять игру. Большая сенсорно-моторная зона на стене с дополнительным набором силуэтов домов, деревьев, птиц, зверей, людей позволяет детям самостоятельно создавать композиции, развивая при этом пальчиковую моторику. Эта зона используется логопедом и для решения многих других задач: автоматизация звуков, активизация словаря, развитие навыков словообразования, развитие грамматического строя речи, развитие навыков звукового анализа и синтеза и т.д.
Предметно развивающая среда постоянно меняется, и дети стараются отметить эти изменения. В кабинете чисто, уютно, комфортно, а главное каждый ребёнок может найти занятие по интересам.
Занятия в саду проводятся в игровой и занимательной форме, обеспечивается смена деятельности. Инновационным в проведении подгрупповых занятий является то, что детям не сообщается то, чем они будут заниматься, что делать, а предлагается выполнить то или иное задание, которое поможет самостоятельно определить содержание, тему занятия.
Ситуация, которая была создана учителем-логопедом в начале занятия, позволила детям самостоятельно определить и назвать звук, с которым они сегодня познакомятся.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия логопеда с ребенком помогают преодолеть неуверенность и застенчивость, чувствовать себя комфортно и уютно, легко и быстро адаптироваться в новых условиях. Тактика общения – сотрудничество. Зная особенности характера, темперамента, интересы и способности каждого ребенка учитель-логопед тщательно отбирает те задания, которые ориентированы именно на этого ребенка, не завышая и не занижая его возможности.
Индивидуальная работа с детьми предполагает развитие артикуляционного аппарата, постановку и автоматизацию звуков в слогах, словах, фразах и т.д. Перед логопедом всегда стоит один и тот же вопрос: как сделать упражнения с язычком веселым и увлекательным занятием. Для этого используем веселые истории про Язычка (из рубрики «Поможем Буратино заговорить»). Логопедом поощряется старание, аккуратность и правильность выполнения заданий. Оценка всегда носит положительный характер, даже в том случае, когда задание не выполнено ребенком, или выполнено неправильно. В этом случае предлагается помощь логопеда, и сложное задание выполняется вместе. Таким образом, у ребенка появляется уверенность в собственных силах, стремление довести начатое дело до конца.
В индивидуальной работе использую игры и пособия, сделанные своими руками.
•       Все игры и пособия в первую очередь направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к совместной деятельности с логопедом, на установление с ним речевого и эмоционального контакта.
•       Использование игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление.
•       Все это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям.
Результаты работы демонстрирую родителям. Показываю видео материалы: дети читают стихи в начале учебного года и тоже стихотворение в конце года. Сразу слышна разница.
Но даже после достижения такого результата дети часто теряют поставленные звуки за лето. Как было отмечено выше, многим родителям некогда обращать внимания на речь ребенка. А так как дети все лето проводят дома, и их некому контролировать, то неправильное привычное звукопроизношение возвращается. С приходом в школу учитель делает вывод, что ребенок не умеет правильно произносить тот или иной звук. Поэтому целесообразно заполнять паспорт речевого развития на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать его в медицинскую карту ребёнка.
Неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане (в некоторых детских садах вообще нет логопедов) приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. Кроме того, на логопункты попадают и выпускники речевых групп (особенно с диагнозом ОНР). С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне.
Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из специальных детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки.
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы.
С началом обучения в школе у некоторых детей, даже с чистой речью, вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед.
К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе далеко не всегда получается. Это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со всеми школьными учителями и учителями-логопедами.
2. Не во всех школах вообще есть учителя-логопеды, что тоже создает определенные трудности.
3. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым– оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
4. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.
Исходя из вышесказанного предлагаю:
1.Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
2.       Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
3.       Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.
4.       Учителям-логопедам ДОУ заполнять паспорта речевого развития (о котором говорилось выше) или карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.
5.       Карточка по выпуску позволит логопеду школы своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы, облегчит обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком.

Карточка по выпуску

Ф.И. ребёнка _______________________________________ Дата рождения _________________
ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе __________________________________
Диагноз при поступлении _____________________________________________________________
Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска

Сформировано

не сформировано

недостаточно сформировано

а) звукопроизношение
б) фонематическое восприятие
в) лексико-грамматический строй
д) слоговая структура
е) связная речь
ж) общая и мелкая моторика
 Рекомендации __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Примечания _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Учитель-логопед ____
Считаю, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

2018