Федулова О. Ю., Михашина И. С. Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленно- сти для детей с ТНР подготовительного возраста «Зимнее путешествие»
Программное содержание: - закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы и зимние забавы; - познакомить с зимними видами спорта (хоккей, биатлон, фигурное катание, конькобежный спорт, сноуборд, бобслей, фристаил, лыжный марафон), названиями спортсменов. - расширять и активизировать словарный запас детей; продолжать отрабатывать точное употребление антонимов., расширять и активизировать запас прилагательных, - продолжать учить составлять развернутые предложения по сюжетной картинке; - упражнять в согласование существительных с числительными и прилагательными; - упражнять в словообразовании при подборе приставочных глаголов, - развивать фонематические процессы: упражнять в подборе слов на заданный звук; - развивать связную речь через составление предложений, - развивать произвольное внимание, память, мышление; - воспитывать интерес к занятию, воспитывать умение выслушивать собеседника, отвечать по очереди. - формировать навыки самоконтроля за правильным произношением, правильным грамматическим построением предложений. Ход НОД.
Л : -Ребята, прежде чем мы начнём наше занятие я предлагаю отгадать загадку. Снег на полях, Лед на реках, Ветер гуляет, Когда это бывает? (Ответы детей.) Л :- Вы догадались , о каком времени года мы будем говорить? Л :-Скажите, а зима она какая? Посмотрите на картинки, расскажите, что вы знаете о зиме? (Зима белая, холодная, снежная.Рассказы детей о зиме) Л :-Сегодня у нас будет необычное занятие, я предлагаю отправиться в зимнее путешествие. Вы согласны? Только оно тоже будет необычное. Я предлагаю, собираясь в путешествие , взять с собой только то, что начинается со звука С или СЬ и рассказать нам , зачем нам это понадобится. ( варианты детей) Л :- Молодцы! К путешествию мы готовы, а на чем же нам отправиться в путь? (варианты детей) Л :- Смотрите, там стоит поезд, похоже, он скоростной. Подойдёт ли нам скоростной поезд? Появляется машинист поезда. Воспитатель в роли машиниста: Здравствуйте, ребята, вы хотите отправиться в зимние путешествие? Я вам предлагаю отправиться на моем поезде, только у него нет названия. Давайте придумаем (дети предлагают названия). Предлагаю занять свободные места, в путешествие отправимся по карте (показываю карту). Все готовы, отправляемся (звучит музыка). Ребята, посмотрите, какой красивый зимний лес, сколько много снега. Вот и первая станция, которая называется «Почемучка», выходим все из поезда, на этой станции будем отвечать на вопросы, встаем в кружок. В :- Почему стало холодно? (зима) В :- Почему много снега? (Температура воздуха низкая, осадки замерзли) В :- Почему птицы улетели на юг? (им нечем питаться) В :- Почему не видно насекомых? (все насекомые спрятались на зиму, вспячке) В :- Почему некоторые животные меняют окраску? (маскируются) В :- Почему растения спят? (мало солнечного тепла, температура воздуха низкая) В :- Почему мало солнечного света? (световой день короче, ночи длиннее) Все правильно вы ответили. Ну, что отправляемся дальше? Садимся в поезд. (Садимся в поезд, звучит музыка). Ребята, посмотрите заяц проскакал. А вы кого увидели? Вторая станция, она называется «Строительная». Выходим все из поезда. Л :-Что же мы можем построить зимой и из чего? (варианты детей) Л :-Давайте будем строить горку из снежков. А чтобы их получить надо правильно выполнить задание, а точнее подобрать слово- больше правильных слов-больше снежков и больше горка. Снег (какой?)- ….., ……. , ……….., ………….. Зима (какая?) Метель (Какая?) Мороз (какой?) Л :- Как много красивых слов вы назвали , и гора у нас самая высокая, но нам пора двигаться дальше, занимайте места в вагоне, поехали. В :-Ну, что отправляемся дальше в путешествие, занимайте свои места. (звучит музыка). 3 станция- называется «Спортивная», посмотрите здесь находиться спортивный зимний стадион. Выходите все из поезда. Как вы думаете, для чего нужен зимний стадион? (занимаются спортсмены). Правильно на стадионе занимаются спортсмены, они тренируются к разным видам соревнований. Посмотрите на картинки, как вы думаете какие здесь зимние виды спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт)? Хоккей – это игра на коньках с клюшкой и шайбой. Хоккеем занимаются…. (хоккейсты). Фигурным катанием – это танцы на коньках, либо в парах, либо по одному. Этих спортсменов называют- фигуристами. Конькобежный спорт – это бег на коньках, им занимаются конькобежцы. Как вы думаете, что у этих спортсменов общего? (коньки) Каждый вечер я иду, рисовать круги на льду. Только не карандашами, а блестящими …(коньками). Посмотрите на эти картинки, может знаете, какие здесь зимние виды спорта? Этот вид спорта называется сноубординг, сноубордисты съезжают на одной широкой лыже с горки. Этот зимний вид спорта называется фристайл, спортсмены съезжают на лыжах с горки с трамплином и в воздухе делают разные акробатические трюки. Этот вид спорта – лыжный бег, лыжники бегут на лыжах к финишу на перегонки. Как вы думаете, что общего у этих зимних видов спорта? Я бегу на них зимой Две дорожки в след за мной В горку тихо поднимаются Вниз стремительно спускаюсь Палки по бокам летят Если надо тормозят Финиш стал гораздо ближе Приведут к победе …. (Лыжи). Ребята этот вид спорта называется – бобслей, спортсмены командой съезжают с большой горы на специальных санках, похожих на бобы. Этот вид спорта – скелетон, спортсмен один съезжает с горы на санках. Что общего у этих видах спорта? С горки сами вниз летят А на горку не хотят Надо в горку за веревку Каждый раз тянуть назад. (санки) Отправляемся дальше? Садимся в поезд. 4 станция «Забавная» Л :-Посмотрите, ребята, кого вы видите на этой станции ? Ребят, детей. Л :-Чем они заняты? Л :-Давайте будем правильно говорить, полными, красивыми и длинными предложениями. Зимой ребята лепят большого снеговика. Дети катаются в лесу на лыжах. Ребята весело катаются с горы на санках. Малыши дружно строят горку во дворе. Молодцы, рассказали всё о зимних детских забавах. Пора отправляться дальше. 5 станция «Счетная» Л :-Давайте посмотрим, что же нам предстоит сделать здесь. Станция называется «Счётная », поэтому мы будем всё считать. У меня одна красивая снежинка, а в воздухе кружатся 6 красивых снежинок. Мы видим одного снеговика, а в стороне стоят 8 снеговиков. Кто может правильно сосчитать и сказать, сколько на этой станции нарядных ёлочек. Вы всё правильно сосчитали, мы можем отправляться дальше. В :-И последняя остановка в нашем зимнем путешествии Станция «Наоборот». Выходите из поезда и вставайте в круг. 6 станция «Наоборот» Игра «Скажи наоборот» Летом дни жаркие, а зимой…… Летом небо светлое, а зимой……. Летом день длинный, а зимой……. Летом солнце яркое, а зимой ….. Осенью лёд на реке тонкий, а зимой…. Снег мягкий, а лёд……. Одни сосульки длинные, а другие….. В :-Вот и подошло наше путешествие к концу. Возвращаемся обратно в детский сад. Мы ехали, ехали, на горку заехали, с горки съехали, к стадиону подъехали, озеро объехали, в туннель въехали, из туннеля выехали, обратно приехали. Ребята, что вам понравилось. Что вам было трудно выполнять. Что вы нового узнали?