Актуальные вопросы начального общего образования

Белова С.Г. Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3-м классе «Вода. Свойства воды»

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Цель: знакомство учащихся со свойствами воды и ее значением в жизни человека
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание бережного отношения к природе и ее ресурсам;
Метапредметные:
Познавательные: выделять существенную информацию из учебных текстов; строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Регулятивные: формирование навыка понимать и принимать учебную задачу; формирование способности ставить цель урока; формирования навыка планирования своей деятельности; формирование умения проводить объективную самооценку.
Коммуникативные: формирование умения работать в паре; формирование навыка осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; формирование умения внимательно слушать и слышать, учитывать разные мнения и интересы, обосновывая собственную позицию.
Предметные: формирование навыка исследования с помощью опытов свойства воды; формирование умения проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование.
Оборудование: компьютер, глобус, презентация, оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, стакан с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. Как вы думаете? Почему? Рада солнечному дню, рада гостям, рада, что мне улыбаются 17 ребят. Рада, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. Почему особое? Потому что, я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
2.Актуализация знаний
-А подсказку будем искать в черном ящике.(достаю из ящика бутылки и спрашиваю, что объединяет их) Это жидкость. Правильно. Но что же объединяет их. Ответ ищите, прочитав состав содержимого в бутылках. Для того, чтобы проверить, ответим на вопросы и из первых букв отгадок, составим слово.
1.Смесь многих газов, которая состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
2. Вещество, из которого сделан оловянный солдатик.
3. Последний месяц года.
4. Простая частица, из которой состоит молекула.
-Что получилось? Ваше мнение? В нашу научную лабораторию поступило вещество. Объектом нашего исследования будет вода. Сегодня мы с вами будем исследователями и поработаем в лаборатории. Лаборатория- это помещение, где проводятся опыты. А чем занимаются исследователи?
-Мы сегодня будем говорить о воде.  В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.  Но все же, все ли мы знаем о ней? Что нового хотите узнать о ней?
- Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности. (разрезание яблока для примера)
- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы?
- Да, зелёный цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти? Ничто на Земле не может жить без воды!
-Какие океаны знаете?(Тихий, Индийский, Северно-Ледовитый, Атлантический)
-Моря? (Чёрное, Красное –самое тёплое, Каспийское считается бессточный водоёмом, море Лаптевых - покрыто льдом круглый год, Азовское- самое мелкое, Восточно-Сибирское - самое холодное, Филиппинское - самое глубокое, Белое- самое маленькое, Мёртвое- самое солёное и т.д.
-Реки? (Волка, Ока, Днепр, Енисей, Лена и другие.(Работа по карте России)
-В нашей республике Марий Эл тоже есть водоёмы. Мы познакомимся с ними, просмотрев презентацию.
-Вода есть везде, мы даже не задумываемся над этим.
Опыт 3 группам: 1 группа получает фрукты и салфетки, 2 группа – овощи и салфетки, 3 листья растений и салфетки. Докажите, что данные объекты состоят из воды.
-В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков. Под землей так же  есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды.
-Человеку в сутки требуется более двух литров воды. Он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (слюна, кровь, слёзы.) Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода.
Составление плаката «Где встречается вода?»
-А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чём причина?
Просмотр видеоролика.
- Скоро может случиться так, что чистой воды не останется. А ведь вода имеет большое значение в природе и в жизни человека.
Работа с текстом, используя приём «Чтения с пометками».
Вода - первое из природных богатств. На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды — не более 5–6 дней. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну. Ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 килограмма бумаги нужно 25 вёдер воды. Используют воду на гидроэлектростанциях, для водяного отопления. Реки, озера, морские побережья - прекрасные места для отдыха людей.
Вода играет огромную роль в жиз­недеятельности и росте всего живого на земле. Для многих живых организмов вода - дом родной. В воде живут рыбы, насекомые и много других организмов.
В пустынях, где сильно печёт Солнце, животные и растения приспособились к жизни без воды. Например, верблюд до 10 суток живет за счет запасов жира и может не пить воду. Но зато как найдёт воду, за 10 мин. выпьет 10 ведер воды. Кактусы в своих толстых листьях скапливают запасы воды, корень у верблюжьей колючки достигает до 20 метров.
Надо беречь и охранять воду от загрязнения. Беречь воду — это, значит, беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Составление плаката на доске «Охрана воды»
Физминутка:
-Похлопайте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Потопайте те, кто рано встал и не опоздал в школу.
Наклонитесь те, кто чистил сегодня зубы.
Помашите руками те, кто не забыл помыть руки и лицо.
Сделайте приседание те, кому нравится пить компот.
Попрыгайте те, кто любит купаться.
Повернитесь вокруг себя те, кто ждёт первый снег.
Попрыгайте на правой ноге те, кто всегда закрывает за собой кран.
Попрыгайте на левой ноге те, кто охотно катается на коньках.
Погладьте лицо те, кто честно отвечал на вопросы.
Тихо садимся на свои места те, кто учится в 3 классе.
- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.
3. Практическая работа
- Сегодня в нашей лаборатории работают три научные группы. Выберите в своих группах: старшего научного сотрудника, помощника. Все остальные – эксперты. А я буду руководителем ваших лабораторий. Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности. Нужно чётко следовать моим инструкциям. Ничего не брать в рот. При выполнении опыта быть аккуратными. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
-Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу. После этого, вы найдете у себя на парте конверт с вариантами утверждений. Они различны. Ваша задача: выбрать верное утверждение. Если у вас возникнут затруднения в ходе работы, тогда воспользуйтесь карточкой «SOS», которая есть в каждой лаборатории, она будет сигналом для меня, и я готова буду оказать вам помощь-консультацию.
Работа в лабораториях.
-Предоставляю слово лабораториям. Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли. Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.
(Выступают представители каждой группы со своим отчетом и результат вклеивают в плакат «Вода ее свойства».)
Опыт 1. На столе лежат соль, сахар, песок. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его. Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.
Выступление 1 группы: Лаборатории надо было доказать, что вода – хороший растворитель. Для этого провели следующий опыт: набрали в ложку сахар, положили в стакан с водой, затем размешали. Тоже проделали с солью в другом стакане. При наблюдении увидели, что сахар и соль растворились в воде.
Вода - хороший растворитель. Но речной песок не растворяется в воде.
Опыт 2. На столе 2 стакана, ложки, вода, молоко. Для опыта понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрим на ложки. Что видим? Какое свойство воды мы определили?
Чистая вода прозрачна
Опыт 3. Фильтрование воды. Возьмём стакан, поставим в него воронку, в воронку положим фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследим, что получилось? (вода капает более чистая)
– Почему родниковая вода чистая? Чистая вода не имеет вкуса.
Опыт 4. Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце). Один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается). Сделайте вывод. Каким еще свойством обладает вода?
Вода обладает свойством текучести. Люди строят дамбу, чтобы во время осенних наводнений, река не вышла из берегов
Опыт 5. Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик. Налейте в стакан воду и опустите в неё маленький деревянный кубик. Затем перелейте воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце. Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода?
Вода принимает форму сосуда. Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.
Опыт 6. Вы должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах?
 Вода не имеет запаха.
Опыт 7. Посмотрите на дно стакана, где находятся разноцветные бусинки. Налейте в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? Имеет ли вода цвет?
Чистая вода бесцветна.
Опыт 8. Влажной губкой протрите классную доску. Через 1—2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?
Вода испарилась.
Опыт 9. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Вода в трубке начинает подниматься. Почему? Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Почему?
Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.
- Молодцы, ребята, наша научная лаборатория успешно справилась с заданиями и отлично их защитила. Я рада за вас!
4.Рефлексия. Оценка знаний
- Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?
Ответы детей: Мы создали плакат. А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды. Я бы назвала это презентацией исследовательской работы.
- Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
- Какие, вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме?
-А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.
- У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим:
-Если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – нарисуйте у этой капельки веселое лицо. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – нарисуйте грустное лицо.
- А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море.
-Что я вижу!!! Я вижу «Море УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько веселых капелек воды в нашем море!
5.Домашнее задание
-Прочитать текст на странице 51. Найти пословицы о воде и выполнить задание Золушки: Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Подумайте, как отделить их друг от друга с помощью воды?
-Cпасибо за работу!


2020