Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мартенс Т.Н. Возможности адаптации в образовательной и досуговой деятельности первоклассников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Библиографическое описание:

Мартенс Т.Н. Возможности адаптации в образовательной и досуговой деятельности первоклассников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Аннотация. В данной статье представлены результаты формирующего этапа экспериментальной работы по разработке программ образовательной и досуговой деятельности первоклассников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, досуговая деятельность, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование или по-другому «включенное образование» представляет собой форму обучения, при которой любому обучающемуся, не смотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные недостатки предоставляется возможность получать образование в общеобразовательных учреждениях быть включенными в процесс обучения и воспитания [Малофеев 2009].

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития представляют собой наиболее многочисленную группу обучающихся, которые могут обучаться в условиях инклюзивного образования.

К данной категории детей относятся обучающиеся со стойкой неуспеваемостью, у которых нет специфических особенностей развития, присущие лицам с интеллектуальной недостаточностью. Обучающиеся с задержкой психического развития относятся к детям с минимальными органическими нарушениями или детям, которые в силу причин находились в условиях длительной социальной депривации [Лубовский 2008].

При поступлении в первый класс на детей с задержкой психического развития ложится большая ответственность, повышенная физическая и эмоциональная нагрузка. Появляется новая система отношений, меняется вид деятельности, режим дня, что может вызвать дополнительный стресс у детей [Эльконин 2007].

Такие исследователи, как Н.В. Бабкина, Л.Н. Блинова отмечают следующие особенности, которые характерны для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

1. Несамостоятельность, не самодостаточность поведения. Ребенок с задержкой психического развития в первом классе выглядит, словно дошкольник по сравнению с одноклассниками с нормально развивающимся развитием. Такие дети играют на перемене и на уроке, им неинтересна учеба, а интеллектуальная деятельность вызывает утомление.

2. Низкий уровень усвоения образовательной программы. Недоразвитие произвольного внимания, памяти, замедленный темп восприятия, недоразвитие словесно-логического мышления приводят к тому, что ребенок с задержкой развития хуже усваивает программный материал.

3. Низкий уровень мотивации к учебе.

4. Низкий уровень работоспособности, нарушение концентрации внимания. Дети постоянно отвлекаются, устают, им сложно учиться полный учебный день.

5. Нарушение общения, которые проявляются либо в чрезмерной настойчивости к окружающим и желании дружить со всеми, таким образом, не ставя элементарные границы со взрослыми и сверстниками. Или, наоборот, замкнутость, избегание контактов.

6. Неадекватный уровень самооценки: завышенный или заниженный. В инклюзивной образовательной среде ребенок с задержкой психического развития может ощутить свою несостоятельность как ученика, возникают страхи отвечать у доски, считать и писать. Однако, нередки случаи, когда дети с задержкой психического развития не могут объективно оценить свою работу, не замечают ошибки, что сказывается на успеваемость и адаптацию в целом [Бабкина 2006, Блинова 2001].

Успешная адаптация ребенка в образовательной организации включает в себя не только высокий показатель успеваемости, но и так же общение со сверстниками, со взрослыми, включенность детей в учебный и воспитательный процесс. Одним из эффективных способов развития адаптации является организация совместного досуга между обучающимися с задержкой психического развития и их сверстниками с нормотипическим развитием. Совместный досуг помогает наладить межличностные отношения, способствует интеллектуальному, физическому развитию, социальной инклюзии [Никишина 2003].

Для успешной адаптации первоклассников с задержкой психического развития нами было разработано два проекта: программа с играми и упражнениями по развитию познавательных процессов и речи, а также формированию готовности к обучению в школе. А также проект по развитию социальной инклюзии.

Программа включает в себя 10 занятий, включающих упражнения по развитию произвольного внимания, памяти, речи, а также задания, повышающие мотивационный компонент обучения. Основным методом коррекции была выбрана игротерапия. Игровая форма делает занятия занимательными, привлекают внимание детей с задержкой психического развития.

Программа рассчитана на совместные занятия первоклассников с задержкой психического развития и их сверстников с нормативным развитием. В игровой форме обучающиеся выполняют задания, могут помогать друг другу при решении командных задач, а также выполнении учебных задач.

Содержание коррекционной программы включает в себя игры и упражнения: на развитие ощущений и восприятия, произвольного внимания и памяти, а также развития активного и пассивного словаря. Такие занятия как «Готовимся к школе», «Здравствуй, школа!» направлены на развитие школьной мотивации, а также на расширение представлений у первоклассников с задержкой психического развития о школе.

Так же нами был разработан проект «Вместе интересно познавать!», который направлен на развитие социальной инклюзии. Для ее развития необходимы мероприятия, затрагивающие не только учебный процесс, но и совместный досуг обучающихся во внеурочной деятельности.

Целью проекта является повышение социальной адаптации первоклассников с задержкой психического развития посредством организации совместных экскурсий с их сверстниками с нормативным развитием.

Экскурсии необычные, виртуальные с применением мультимедиа презентаций, включающих материал об исторических уголках родного края. Дети знакомятся с историей значимых мест родного города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего. В конце каждого занятия предусмотрены игры и упражнения на закрепления материала. Задания носят обучающий характер: как правильно вести себя в музее или цирке, как вести себя на улице, безопасно переходить дорогу. Есть упражнения, направленные на развитие нравственного и патриотического воспитания. Например, экскурсии по мемориалу в честь памяти о героях ВОВ.

Проект включает в себя 8 занятий: одно вводное, семь экскурсионных по историческим местам родного города. Оканчивается проект организацией реальной экскурсии для первоклассников с задержкой психического развития и их сверстников с нормативным развитием.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения / под ред. Н.В. Бабкиной // Дефектология. – № 1. – 2012. – С. 18-31.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. – 132 с.

3. Лубовский В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Т.В. Розановой. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

4. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №6. – С. 3-10.

5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 126 с.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384с.
2023