НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Долженицына И. Н. Формирование музыкальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста теа- трализованной деятельности на основе музыкальной импровизации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf

                           

Цель: Предоставить опыт приобщения детей к музыкальной и театрализованной деятельности при создании игровых образов.

Задачи:
- Развивать музыкальные способности в различных видах исполнительской деятельности с использованием музыкальной импровизации.
- Способствовать творческому развитию личностного потенциала детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Ход мероприятия:

 Как известно, что музыкальное воспитание не только развивает природную музыкальность, но и способствует формированию у детей общей культуры, развитию эмоционального интеллекта.
   А если еще добавить занятия театрализованной деятельностью, то все преимущества многократно приумножатся, так как театр благодаря своей синтетической природе объединяет в себе и музыку, и изобразительное искусство, и сценическую речь, и пение, и пластические движения,
поэтому театральная деятельность очень привлекательна для детей.
  И, конечно же, творческая деятельность не обходится без импровизации. Слово «импровизация» произошло от латинского, «непредвиденный», «внезапный», «неожиданный».
Цель импровизации – активизация творчества у детей.
   Практический опыт показывает, что когда мы включаем импровизации в музыкальные занятия, ребята проявляют большую заинтересованность музыкой. А как говорил Д.Б. Кабалевский, что одной из главных задач введения детей в мир музыки – это увлеченность.
И, несомненно, импровизация оказывает большое влияние на музыкальное развитие ребенка, так как способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
  Основными видами импровизации дошкольника можно назвать танцевальное, песенное и театральное творчество в игровой деятельности.
   Само импровизационное творчество оно не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Восприятие музыки

 Начиная с ясельной группы я обязательно использую различные пальчиковые игры, которые развивают у детей воображение, память, речь, мелкую моторику.
 Обыгрываю песни с показом игрушек и пояснением сюжета. Дети проявляют большую заинтересованность при слушании таких мини-спектаклей.

(Пример песня – «Про козлика» Г. Струве)

 Для детей старшего возраста к творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиванию музыки. Например, даю прослушать музыку:     К. Хачатуряна «Чиполлино», анализируем ее (быстрая, стремительная, задорная, веселая), затем дети представляют себе под эту музыку образ.
«Синьор Помидор» (Важный, сердитый, заносчивый, шумный)
«Дядюшка Тыква» (Медлительный, робкий, тихий, старенький).
Произведение П.И. Чайковского «Баба-Яга» (Грозная, страшная, злая, коварная, быстрая). Дети дают характеристику музыке и предполагают кто это может быть.

 В музыкальные занятия, независимо от возрастной категории, включаю ритмические игры-импровизации. Эти игры лучше связать с музыкальным образом. Например, «Лошадка», где ритмическая импровизация проходит с помощью деревянных ложек. Ложки идеально подходят для сопровождения этой пьесы, а колокольчик служит прекрасным дополнением.
Колокольчик можно применить в сопровождении пьесы П.И. Чайковского «Ноябрь» на тройке или в песне «Саночки» А. Филлипенко.
Ложки могут служить сопровождением к РНМ «Во саду ли, в огороде», где белочки играют на своих орешках. На осеннем утреннике можно показать оркестр белочек.

Танцевальное творчество

 Танцевальная импровизация родилась из народных обрядов, игр  и предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощения.
Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, динамические оттенки. Так, например, импровизируя выразительные движения, изображающие «падающие» листья под песню М.Красева «Осень», «Осенний вальсок» Н. Вихаревой, дети лучше воспринимают характер осенней песни, небыстрый темп, негромкую динамику.

 Движения, которыми ребята сопровождают русскими народными песнями вводят их в атмосферу народного танца. Это хороводы под русские народные песни, например, «Каравай», «Во поле березка стояла».

Музыкальные игры-драматизации


Русские народные сказки
 Дети с большим удовольствием принимают участие в играх-драматизациях по русским народным сказкам, сами придумывают и показывают движения, интонацию, мимику в соответствии с характером персонажей.
 В сказке «Теремок» ребята показывают и индивидуальный образ каждого героя, и массовые сцены-импровизации, где изображали действия своих персонажей в начале с помощью пантомимы, а затем с атрибутами: Лягушка носила воду из озерца, Заяц собирал дрова, Мышка перебирал крупу», Лиса показывала пирожки, которые она напекла, Еж охранял дом с ружьем.



Сказки  русских писателей
Сказка «Федорино горе»
  С детьми обсуждается как должны себя показать персонажи данной сказки:
Посуда – несчастная, потому что немытая. Тараканы решительные, смелые, боевые. Идут твердой поступью маршем к Федоре с уверенностью в том, что поселятся у нее и будут жить припеваючи.


Одно из подходящих произведений это «Марш Тореодора» Ж. Бизе подойдет как нельзя кстати. Дети, которые исполняют танец с мочалками - быстрые, умелые, со знанием своего дела должны отмыть Федору. Для этого импровизационного танца можно использовать музыку И .Штрауса полька  - галоп «Трик-трак».
 Хочу отметить, что в основе музыкально-двигательной импровизации лежит музыкальный образ, который необходимо воплотить в движении. Тут переплетаются танец, пантомима, жестикуляция. Здесь воображение ребенка как бы опирается на меткую характеристику каждого персонажа, заключенную в одном лишь слове-образе. Например, когда я ставила сказку «Стрекоза и муравей» по басне И. В. Крылова, обсуждая образ Стрекозы дети давали ей следующие характеристики: легкая, изящная, красивая, ленивая, легкомысленная. Образ Стрекозы получился противоречивым, соответственно в музыкальном портрете должны были прозвучать разные оттенки ее «непростой натуры». Подошло произведение В. Гаврилина «Каприччио».
  Образ Муравья дети охарактеризовали как ловкий, трудолюбивый, старательный. После обсуждения музыкального оформления сказки можно предложить  самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. Кроме главного героя Муравья, в строительстве домов можно показать «муравьиную массовку» и взять, например, музыку из кинофильма «Операция Ы», где сами ребята могут показать деловитую и слаженную работу.

Сказки зарубежных писателей
 Так же любимы и взрослыми, и детьми.
«Золушка»
 Перед постановкой спектакля с детьми обсуждается образ Золушки: добрая, работящая, заботливая, нежная, ласковая. Девочка исполнила танец-импровизацию с метлой. Звучала песня «Золушка» муз. А. Спадавеккиа.


                                        «Золушка и подмастерья»
Здесь мы видим слаженную работу зверушек-подмастерьев. Пример театрализованной импровизации, когда дети в сопровождении веселой музыки выполняют свою работу: кто- то снимает мерку с талии, кто-то с головы. Ребята это делают с большим энтузиазмом.

                                  

                                         «Танец Золушки и Принца»
У сказки счастливый конец. Дети сами могут подобрать  движения на свой парный танец.


 «Дюймовочка»
Здесь дети передают образ медлительного, важного Крота, суетливой Мыши, легкой, грациозной Дюймовочки. Хорошо использовать произведения из серии «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой
 «Снежная Королева»
В этой сказке перед нами образ любящей Герды, которая переживает потерю своего названного друга. Так же подбиралась музыка и девочка показывала пантомиму страдания героини. Снежинки кружились в танце-импровизации в сопровождении оркестра Гостелерадио. Цветы вальсировали в произвольном танце «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Песенное творчество

Игровые движения к песне подбираются на основе их соответствия с ее содержанием. Дети с удовольствием импровизируют движения к таким песням, как «Веселый музыкант», «Вот какие чудеса» А.Филлипенко, «Веселая дудочка» М.Красева, к песне «Каждый по – своему маму поздравит» Т. Попатенко, «К нам гости пришли» А. Александрова, «Про козлика» Г.Струве.
Дети изображали характер животных: грозная Собака, хозяйственная Корова, кокетливая Овечка и ласковая Мама.
  В песенном творчестве, чтобы детям было интереснее, можно использовать шапочки персонажей и предложить  детям придумать свою песенку для каждого из них.

    Хочется отметить, что своеобразной связующей основой для музыкальной и творческой деятельности служит использование фольклора. Это тот мостик, который позволяет очень органично, плавно переходить от одной деятельности к другой, одновременно решая задачи музыкального развития и задачи ознакомления детей с искусством театра.
 Народной музыке присуща импровизационная , игровая основа, что как раз очень привлекательно для детей. Ребятам дается возможность выразить свой творческий потенциал через доступные, игровые формы. 
  Фольклор  это тот живительный источник, который позволяет приблизить детей к культуре своего народа. У ребят воспитывается чувство любви к родному краю, к родителям, к своим предкам.
Мы с ребятами разучиваем хороводы, учимся хороводному шагу, правильной постановке ног при движении. Разучиваем русские народные песни «Как у наших у ворот», «А я по лугу» с использованием ложек, танцуем под русские народные мелодии «Ах, вы, сени», «Ах, ты, береза».
   Таким образом, импровизация, как вид творчества может быть частью музыкального занятия только в том случае, если оно направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка. А в импровизациях ребенок применяет все то, что он усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческим проявлением детей.
Поэтому, давая детям творческие задания во всех видах музыкальной деятельности мы готовим благодатную почву для появления новых талантов!








2022