Кочина И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Библиографическое описание: Кочина И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их образования и развития. Экологическое воспитание - это процесс формирования у детей и молодежи экологической грамотности, понимания важности сохранения окружающей среды, уважения к природе и ответственного отношения к окружающей среде. Целью экологического воспитания является формирование у детей и молодежи осознанного отношения к природе, понимания причин и последствий экологических проблем, а также развитие навыков и умений по охране окружающей среды. Экологическое воспитание может проводиться как в рамках образовательных учреждений, так и через внешкольные мероприятия, игры, экскурсии и другие формы обучения.
В современном мире, когда проблемы окружающей среды становятся все более острой, важно начинать формирование экологической грамотности с самого раннего возраста. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста и методы, которые могут быть использованы для достижения этой цели.
Во-первых, экологическое воспитание в дошкольном возрасте должно основываться на развитии у детей понимания взаимосвязи между человеком и природой. Важно, чтобы дети понимали, что они являются частью природы, и что их поведение может влиять на окружающую среду. Для этого необходимо проводить специальные занятия, игры и мероприятия, направленные на формирование уважения к природе, заботы о ней и осознания важности сохранения природных ресурсов.
Во-вторых, экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться через практический опыт. Дети должны иметь возможность непосредственно взаимодействовать с природой, наблюдать за живыми существами, изучать растения и животных, а также участвовать в озеленении территории своего дошкольного учреждения. Такой практический опыт поможет им лучше понять ценность природы и важность ее сохранения.
Третий аспект - это использование специальных методик и игр, способствующих формированию экологического мышления у детей. Например, можно проводить игры-путешествия по различным экологическим зонам (лес, река, поле), где дети будут узнавать о жизни растений и животных, а также обсуждать возможные угрозы для природы и способы их предотвращения.
Вот пример проведения занятия по экологическому воспитанию:
Тема: "Забота о растениях и животных окружающих нас"
Цель: Сформировать у детей понимание важности сохранения растений и животных, а также развить навыки заботы о них.
Ход занятия:
1. Введение (5 минут):
- Приветствие детей и объяснение цели занятия.
- Обсуждение вопроса: почему важно заботиться о растениях и животных в нашем окружении.
2. Игра "Охота за сокровищами" (15 минут):
- Детям предлагается найти и собрать мусор на территории учебного заведения.
- После этого обсуждается, как мусор влияет на природу и что можно сделать для его утилизации.
3. Экскурсия в природу (20 минут):
- Прогулка по близлежащему парку или лесу, где дети могут рассмотреть растения и животных в их естественной среде обитания.
- Во время экскурсии обсуждаются правила поведения в природе и меры охраны окружающей среды.
4. Творческая мастерская (20 минут):
- Дети создают рисунки или коллажи, изображающие растения и животных, которые они видели во время экскурсии.
- Во время работы обсуждаются способы защиты природы и сохранения ее биоразнообразия.
5. Заключение (5 минут):
- Обсуждение впечатлений от занятия, подведение итогов.
- Подчеркивается важность заботы о растениях и животных для сохранения экологического баланса.
Этот пример занятия позволяет детям не только узнать больше о природе, но и активно участвовать в процессе ее сохранения.
Важным аспектом экологического воспитания является также привлечение родителей к этому процессу. Родители могут помочь детям понять важность экологических проблем, поддерживать интерес к природе и помогать ребенку применять полученные знания на практике.
Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании у детей уважения к природе, понимания ее ценности и необходимости ее сохранения. Через практический опыт, игры и общение с природой дети могут лучше понять свою ответственность за окружающую среду и стать активными участниками процесса ее сохранения.
Список литературы:
1. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста[Текст] / В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. – М., 2009. -156 с.
2. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г.Иванова, В.Курашова // Дошкольное воспитание. - 2008 - N 3 – С. 10-12.
3. Йозова, О.К. Наглядные пособия в экологическом воспитании [Текст] / О.К.Йозова // Дошкольное воспитание. - 2005 - N 5 - С. 70-73.
4. Мойснер, Г.П. Всё начиналось с экологической тропы [Текст] /Г.П.Мойсер //Начальная школа, 2011. - №3. - 159 с.
5. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду [Текст] / С.Н.Николаева. М.: Мозаика синтез, 2014. – 115 с.