НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Теверова О.И., Васильева Ж.Н., Заика О.Д. Образовательный проект «В детский сад без слез»


Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный.
Тип: долгосрочный.
Продолжительность проекта: в течение учебного года.
Возрастная группа: неорганизованные дети раннего дошкольного возраста (2-3лет), получившие направление в детский сад на период следующего учебного года.
Актуальность проекта: поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у родителей. И она не напрасна. Известно, что изменения социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации педагоги и родители, зависит течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша.
Проблемы адаптации ребенка раннего возраста должны и могут являться предметом особой заботы педагогов и руководителей детского сада. Понимая это, старший воспитатель, педагог-психолог и инструктор по физической культуре разработали проект по адаптации неорганизованных детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада: ««В детский сад – без слез!»»
Главное направление проекта, помощь детям и их родителям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств детей раннего возраста, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.
Задачи:
1. Координация деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители (или законные представители), сотрудники ДОУ);
2. Формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей;
3. Создание единого информационного поля для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
4. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
5. Творческая организация процесса адаптации;
6. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Ожидаемые результаты: облегчение протекания процесса адаптации вновь принятых детей. Сближение интересов семьи и детского сада, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Количество неорганизованных детей раннего дошкольного возраста в группе: 4 - 6.
Продолжительность проведения адаптационных игр, игровых упражнений и действий: 5 - 10 мин.
Место проведения: игровая площадка, во время прогулки.
Ведущие: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели группы раннего возраста.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Продолжительность: октябрь – апрель.
1. Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта.
2. Разработка адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста.
3. Разработка анкет для родителей.
4. В апреле начало самозаписи родителей, или законных представителей, получивших направление в ДОУ на сайте детского сада.
5. Составление плана прогулок с детьми и родителями адаптационной группы.
6. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей адаптационной группы.
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Продолжительность: май – август.
1. Заполнение адаптационных листов на неорганизованных детей раннего возраста.
2. Начало адаптации детей к условиям детского сада: знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением, с детьми, педагогами.
3. Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке.
4. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке.
5. Ознакомление родителей с режимом дня в детском саду, беседы о домашних мероприятиях по облегчению процесса адаптации детей.
6. Проведение консультаций и анкетирования для родителей.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Продолжительность: сентябрь.
1. Анализ адаптационных листов.
2. Определение уровней адаптации неорганизованных детей раннего возраста.
3. Подведение итогов работы по адаптации неорганизованных детей раннего возраста к условиям детского сада, на первом родительском собрании, в сентябре.
Дорожная карта по реализации образовательного проекта
«В детский сад – без слез!» по адаптации неорганизованных детей раннего возраста (2-3 лет) к условиям детского сада
Месяц
Формы работы
Пути осуществления
Участники
Сентябрь
Анализ адаптационных листов. Родительское собрание. Индивидуальные консультации.
Определение уровней адаптации неорганизованных детей раннего возраста. Анкетирование. Беседы, устные и письменные консультации для родителей.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.
Октябрь
Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по адаптации детей раннего возраста.
Беседы, устные и письменные консультации для педагогов. Оказание методической, психолого-педагогической помощи педагогам.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели.
Ноябрь
Размещение информации о функционировании адаптационной группы, на сайте детского сада.
Сближение интересов семьи и детского сада, знакомство родителей с особенностями работы д/с. Информационная поддержка родителей.
Старший воспитатель.
Декабрь
Обучение воспитателей навыкам конструктивного взаимодействия с родителями.
Беседы, устные и письменные консультации для педагогов.
Старший воспитатель, педагог-психолог.
Январь
Разработка анкет для родителей. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей адаптационной группы.
Информационная поддержка родителей.
Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели.
Февраль
Разработка педагогом-психологом методического обеспечения проекта.
Адаптационные игры, игровые упражнения и действия на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста.
Педагог-психолог.
Март
Разработка инструктором по физкультуре методического обеспечения проекта.
Адаптационные игры, игровые упражнения и действия на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста.
Инструктор по физкультуре.
Апрель
Начало самозаписи родителей, или законных представителей, получивших направление в ДОУ на сайте детского сада, в адаптационную группу. Составление плана прогулок с детьми и родителями адаптационной группы.
Информационная поддержка родителей. Оказание методической, психолого-педагогической помощи педагогам.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре.
Май
Формирование у детей умений общения со сверстниками и взрослыми. Установление контактов с родителями. Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке.
Изучение специфики семей. Заполнение адаптационных листов. Проведение консультаций и анкетирования для родителей. Сближение интересов семьи и детского сада.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.
Июнь
Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке.
Заполнение адаптационных листов. Ознакомление родителей с режимом дня в детском саду. Сближение интересов семьи и детского сада.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.
Июль
Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке.
Заполнение адаптационных листов. Беседы с родителями о домашних мероприятиях по облегчению процесса адаптации детей.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.
Август
Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке.
Заполнение адаптационных листов. Информационная поддержка родителей. Сближение интересов семьи и детского сада.
Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.

Методическое обеспечение:
1. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста", Ю.А.Афонькина, Издательство "Аркти", Москва, 2010.
2. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста», Н.Ю.Галой, Издательство «Учитель», Волгоград, 2015.
3. «Дружная семейка», Е.О.Севостьянова, Издательство «Сфера», Москва,2005.
4. «Адаптация детей при поступлении в детский сад», И.В.Лапина, Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.
5. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Л.В.Белкина, Издательство «Учитель», Воронеж, 2006.
6. «Развивающие игры для двухлетних детей», Дж.Силберг, Издательство «Попурри», Минск, 2005.
7. «Проблемы раннего детства», Н.В. Макарычева, Издательство «Аркти», Москва, 2005.
8. «Работа с родителями. В помощь психологу ДОУ», Е.В.Шитова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
9. «Тренинг общения с ребенком в период раннего детства», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2005.
10. «Игровая гимнастика» (аудио). Авторы: Железновы Сергей и Екатерина, Издательство: Весть ТДА. Год издания: 2005. Качество: mp3, 128-320 kbps, stereo.
2020