Вид проекта: социальный, практико-ориентированный. Тип: долгосрочный. Продолжительность проекта: в течение учебного года. Возрастная группа: неорганизованные дети раннего дошкольного возраста (2-3лет), получившие направление в детский сад на период следующего учебного года. Актуальность проекта: поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у родителей. И она не напрасна. Известно, что изменения социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации педагоги и родители, зависит течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Проблемы адаптации ребенка раннего возраста должны и могут являться предметом особой заботы педагогов и руководителей детского сада. Понимая это, старший воспитатель, педагог-психолог и инструктор по физической культуре разработали проект по адаптации неорганизованных детей раннего дошкольного возраста (2-3 лет) к условиям детского сада: ««В детский сад – без слез!»» Главное направление проекта, помощь детям и их родителям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств детей раннего возраста, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей. Задачи: 1. Координация деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители (или законные представители), сотрудники ДОУ); 2. Формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей; 3. Создание единого информационного поля для всех участников воспитательно-образовательного процесса. 4. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; 5. Творческая организация процесса адаптации; 6. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Ожидаемые результаты: облегчение протекания процесса адаптации вновь принятых детей. Сближение интересов семьи и детского сада, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса. Количество неорганизованных детей раннего дошкольного возраста в группе: 4 - 6. Продолжительность проведения адаптационных игр, игровых упражнений и действий: 5 - 10 мин. Место проведения: игровая площадка, во время прогулки. Ведущие: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели группы раннего возраста. Этапы реализации проекта: 1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Продолжительность: октябрь – апрель. 1. Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта. 2. Разработка адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста. 3. Разработка анкет для родителей. 4. В апреле начало самозаписи родителей, или законных представителей, получивших направление в ДОУ на сайте детского сада. 5. Составление плана прогулок с детьми и родителями адаптационной группы. 6. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей адаптационной группы. 2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ Продолжительность: май – август. 1. Заполнение адаптационных листов на неорганизованных детей раннего возраста. 2. Начало адаптации детей к условиям детского сада: знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением, с детьми, педагогами. 3. Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. 4. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке. 5. Ознакомление родителей с режимом дня в детском саду, беседы о домашних мероприятиях по облегчению процесса адаптации детей. 6. Проведение консультаций и анкетирования для родителей. 3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Продолжительность: сентябрь. 1. Анализ адаптационных листов. 2. Определение уровней адаптации неорганизованных детей раннего возраста. 3. Подведение итогов работы по адаптации неорганизованных детей раннего возраста к условиям детского сада, на первом родительском собрании, в сентябре. Дорожная карта по реализации образовательного проекта «В детский сад – без слез!» по адаптации неорганизованных детей раннего возраста (2-3 лет) к условиям детского сада Месяц Формы работы Пути осуществления Участники Сентябрь Анализ адаптационных листов. Родительское собрание. Индивидуальные консультации. Определение уровней адаптации неорганизованных детей раннего возраста. Анкетирование. Беседы, устные и письменные консультации для родителей. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители. Октябрь Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по адаптации детей раннего возраста. Беседы, устные и письменные консультации для педагогов. Оказание методической, психолого-педагогической помощи педагогам. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Ноябрь Размещение информации о функционировании адаптационной группы, на сайте детского сада. Сближение интересов семьи и детского сада, знакомство родителей с особенностями работы д/с. Информационная поддержка родителей. Старший воспитатель. Декабрь Обучение воспитателей навыкам конструктивного взаимодействия с родителями. Беседы, устные и письменные консультации для педагогов. Старший воспитатель, педагог-психолог. Январь Разработка анкет для родителей. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей адаптационной группы. Информационная поддержка родителей. Старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели. Февраль Разработка педагогом-психологом методического обеспечения проекта. Адаптационные игры, игровые упражнения и действия на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста. Педагог-психолог. Март Разработка инструктором по физкультуре методического обеспечения проекта. Адаптационные игры, игровые упражнения и действия на прогулке с неорганизованными детьми раннего возраста. Инструктор по физкультуре. Апрель Начало самозаписи родителей, или законных представителей, получивших направление в ДОУ на сайте детского сада, в адаптационную группу. Составление плана прогулок с детьми и родителями адаптационной группы. Информационная поддержка родителей. Оказание методической, психолого-педагогической помощи педагогам. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре. Май Формирование у детей умений общения со сверстниками и взрослыми. Установление контактов с родителями. Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке. Изучение специфики семей. Заполнение адаптационных листов. Проведение консультаций и анкетирования для родителей. Сближение интересов семьи и детского сада. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители. Июнь Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке. Заполнение адаптационных листов. Ознакомление родителей с режимом дня в детском саду. Сближение интересов семьи и детского сада. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители. Июль Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке. Заполнение адаптационных листов. Беседы с родителями о домашних мероприятиях по облегчению процесса адаптации детей. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители. Август Систематичное проведение с детьми адаптационных игр, игровых упражнений и действий на прогулке. Активизация включенности родителей в деятельность детей на прогулке. Заполнение адаптационных листов. Информационная поддержка родителей. Сближение интересов семьи и детского сада. Старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, воспитатели. Родители.
Методическое обеспечение: 1. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста", Ю.А.Афонькина, Издательство "Аркти", Москва, 2010. 2. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста», Н.Ю.Галой, Издательство «Учитель», Волгоград, 2015. 3. «Дружная семейка», Е.О.Севостьянова, Издательство «Сфера», Москва,2005. 4. «Адаптация детей при поступлении в детский сад», И.В.Лапина, Издательство «Учитель», Волгоград, 2009. 5. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Л.В.Белкина, Издательство «Учитель», Воронеж, 2006. 6. «Развивающие игры для двухлетних детей», Дж.Силберг, Издательство «Попурри», Минск, 2005. 7. «Проблемы раннего детства», Н.В. Макарычева, Издательство «Аркти», Москва, 2005. 8. «Работа с родителями. В помощь психологу ДОУ», Е.В.Шитова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2008. 9. «Тренинг общения с ребенком в период раннего детства», Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2005. 10. «Игровая гимнастика» (аудио). Авторы: Железновы Сергей и Екатерина, Издательство: Весть ТДА. Год издания: 2005. Качество: mp3, 128-320 kbps, stereo.