НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кириллова И.В. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Аннотация. Статья посвящена анализу понятия страха, особенностей их возникновения у детей старшего дошкольного возраста. А также представлены результаты исследования проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: особенности, страх, дошкольный возраст,
В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей старшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы. В исследованиях, посвященных психологии эмоций, подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного развития личности (А.И. Захаров, Н. Г. Вологодина, В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, С. С. Журбенко, Н. Ежкова) [1].
А. И. Захаров указывает, что страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детей. Большое количество страхов у детей, по его мнению, отрицательно сказывается на социальной активности, взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, также на формировании их личности [2, 3].
А. И. Захаров отмечает, что рост количества детей со страхами, с которыми тесно связаны волнения и чувства неуверенности в себе, в свою очередь, негативно влияет на самооценку, развитию некоторых черт характера индивида, на его психическое здоровье, личностную и социальную сферы жизнедеятельности. Как следствие, переживания эмоциональной напряженности, страха и тревоги[2]. Однако, эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Поэтому представляется необходимым исследование особенностей проявления страхов детям старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 78» «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики.
В эксперименте приняло участие 46 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста проводилось с помощью следующих методик: опросник М. А. Панфиловой и А. И. Захарова «Страхи в домиках» и графическая методика А. И. Захарова «Нарисуй свой страх».
Целью опросника М. А. Панфиловой и А. И. Захарова являлось выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Целью методики А. И. Захарова «Нарисуй свой страх» являлось выявление наличия детских страхов у детей старшего дошкольного возраста, преодоление негативных переживаний и снижение эмоционального напряжения.
Данные, полученные с помощью методики М. А. Панфиловой и А. И. Захарова «Страхи в домиках» представлены на рисунке

Рис. 1 − Распределение испытуемых по уровням выраженности страха
Анализ полученных показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста количество страхов значительно превышает возрастную норму (60%). Лишь у 40% детей старшего дошкольного возраста соответствует возрастной норме.
Самыми распространенными страхами у детей были: страхи животных и пожара (37%); страх чужих людей, темноты, огня (20%); страх одиночества, страх смерти родителей, сказочных персонажей, страх стихии, войны, медицинских страхов (15%).
Менее выражены у испытуемых такие страхи как: страх транспорта (13%), страх глубины (10 %), замкнутого пространства (5%).
Дети с большим количеством страхов имели повышенную тревожность и переживали за каждый сказанный им ответ, они вновь будто встречались со своим страхом и представляли страх перед собой. Им не хотелось говорить о своих страхах, они были скованные, зажатые, необщительные, замкнутые в себе.
Дети с количеством страхов в пределах возрастной нормы легко говорили о своих страхах, но с сомнением, что они их действительно бояться или же, наоборот, лишь зацикливаясь на определенных страхах.
По проективной методике А. И. Захарова «Нарисуй свой страх» у детей были изображены самые разнообразные страхи. Самым распространенным был страх пожара и животных (упасть в вулкан, попасть в горящий дом, встретить медведя, встретить льва и др.) у 14 детей (30%); сказочных персонажей нарисовали 10 ребенка (22%); страх чужих людей и темноты у 8 детей (17%); страх глубины и высоты было у 8 детей (17%), страх транспорта был у 3 детей (страх самолета, страх грузовика, страх теплохода) (7%), страх войны у 2 детей (5%), страх врачей и уколов у 1 ребенка (2%);
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста и сделать выводы:
1. Большинству детей старшего дошкольного возраста присущ высокий уровень выраженности страха, который предполагает необщительность, напряженность, неуверенность в себе, преобладание повышенного негативного настроения.
2. Наиболее распространенными видами страхов являются страхи пожара, животных, глубины и сказочных персонажей. Менее выраженными – страх уколов и врачей.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста:
1.       Большинству присущ высокий уровень выраженности страхов, который предполагает общую напряженность, неуверенность в себе, преобладание повышенной тревожности.
2.       Наиболее выражен у детей страх пожара, животных.
3.       В рисунках детей с большим количеством страхов преобладают темные тона, штриховка, нечеткие, прерывистые линии, сильный нажим карандаша и разнонаправленность штриховых линий. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, в рисунках присутствовал контур, обведенный несколько раз или же очень тоненькой линией, как будто ребенок не решался что-либо изобразить.

Список литературы:

1.       Акопян, Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук / Л.С. Акопян. Самара: ПГСГА, 2002. – 201 c.
2.       Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб.: Речь, 2010. – 320 с.
3.       Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 58 c.
2018