Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё. Воспитание нравственно – патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Формирование гражданственности необходимо начинать с малых, понятных детям вещей, того, что их окружает, через любовь к истории своей семьи, своей Родины – в дальнейшем это станет основой глубокого нравственно- патриотического понятия – любовь к Родине. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и зависит это от условий, в которых ребенок живет, и от средств, технологий и методов воспитания. Одной из технологий является проектная деятельность, которая ориентирована на отношения «ребенок- взрослый», которые строятся на соучастие в деятельности. "Гой ты, Русь, моя родная…" Многим из нас знакомы строчки стихотворения известного Рязанского поэта С.А. Есенина, в которых он воспевает свою Родину. Наша малая Родина богата своей красотой природы, достопримечательностями, художниками, писателями и поэтами. Мы решили проверить, насколько осведомлены дети подготовительных групп о своём родном крае. С этой целью было проведено анкетирование, и оказалось, что многие ребята затрудняются назвать улицы родного города; достопримечательности; ягоды, которые растут в мещере; рязанских поэтов. В рамках данной проблемы было принято решение запустить проект в подготовительных группах «Люби и знай родной свой край!», целью которого было формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа. Проект проходил в течение двух месяцев (октябрь – ноябрь) и был очень интересным и насыщенным. Участниками проекта стали не только дети и воспитатели, а также социальный педагог, воспитатель по ИЗО деятельности, инструктор по физической культуре, воспитатель по познавательному развитию, учитель – логопед, музыкальный руководитель. В октябре дети получили много теоретической информации. А в ноябре были запланированы практические занятия и мероприятия. Воспитатели групп рассказали и показали презентации на тему: «Край мой любимый!». Читали детям сказки, познакомили с загадками, рассматривали книги о рязанской области, журналы; играли в дидактические игры «Собери ягоду с листочком», «Путешествие по городу». Педагог - психолог представила детям историческую справку города; познакомила с улицами, памятниками и достопримечательностями города, с биографией людей, которые стояли у истоков образования и становления города Рязани. Музыкальный руководитель напомнила детям песни о Рязани, которые совместно исполнили на занятиях. Читали стихи известных поэтов Рязанской области. Воспитатель по познавательному развитию познакомила с животным и растительным миром мещеры. Воспитатель по ИЗО деятельности провела интересные практические занятия. Ребята рисовали рисунки на основе прочитанной сказки «Как олешек друга искал». Рисунки оформили и создали книгу, с котором могли ознакомиться родители воспитанников. Также дети лепили композицию Рязани и выполнили аппликацию «Флаг города». Инструктор по физической культуре на занятиях познакомил и совместно поиграли в старинные подвижные игры "Городки", "Лапта". Педагог провёл соревнования между мальчиками и девочками "Попади в цель". Запланировано мероприятие с родителями. Учитель – логопед провела литературную неделю. Дети познакомились с творческом известных рязанских поэтов. Узнали о том, как проходило их детство; творческая жизнь; о чем писали и кому были посвящены их стихотворения. На индивидуальных занятиях дети получили общую информацию о городе, улицах, достопримечательностях.
Проект «Люби и знай родной свой край!»
Тип проектаПроблемно-ориентированный; коллективный; просветительский
Название проекта
«Люби и знай родной свой край!»
Образовательные области
Социально-познавательное развитие
Руководитель проекта
Воспитатель - Каторова Ольга Николаевна
Участники проекта
Воспитатели подготовительных групп Воспитатель по познавательному развитию Социальный педагог
Инструктор по физической культуре
Муз руководитель
Воспитатель по ИЗО деятельности
Родители старших групп
Продолжительность проекта
Проект - долгосрочный; октябрь - ноябрь Занятие – один раз в неделю; в вечернее время
Цель
Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа
Проблема
Недостаточное количество знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе;
округе;
достопримечательностях;
природе и животном мире
Задачи
1. Обогатить знания детей о малой родине.
2. Познакомить с обычаями и традициями; народным творчеством народов.
3. Познакомить с творчеством Рязанских поэтов.
4. Формировать бережное отношение к природе; интерес к традициям и промыслам.
5. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения своего города
Мероприятия
1. Анкетирование детей «Моя малая родина»
2. Практические занятия воспитателей и специалистов
3. Экскурсия в краеведческий музей
4. Рязанские игры
5. Литературный вечер, посвящённый творчеству Рязанских поэтов
6. Рисование флага города.
7. Квест «Родной мой край!»
Результат
1. Обогащение знаний детей старшего возраста о своём округе; культуре местного населения – ненцев.
2. Расширение знаний о некоторых представителей животного и растительного мира.
3. Повышение интереса к изучению творчества поэтов Рязани и Рязанской области.
Развивающая среда
Рассматривание альбомов, книг о Рязани и Рязанской обл.;
просмотр презентаций;
чтение Рязанских сказок и стихотворений; дидактические и подвижные игры;
создание мини – музея в группах «Природный и животный мир Рязани и Рязанской обл.»; Красная книга Рязанской области
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
• Подбор художественной литературы по данной теме;
• Диагностика детей (с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о своей малой родине);
• Составление презентаций для ознакомления с историей, культурой, жизнью г.Рязани и Рязанской области;
• Подбор картинного материала и атрибутов по данной теме.
2 этап – основной:
• Знакомство с городом и округом;
• Чтение литературных произведений Рязанских поэтов и писателей;
• Презентация «Красная книга Рязанской области»;
• Организация Рязанских игр с детьми;
• Выставка рисунков;
• Создание мини – музея в группах «Растительный и животный мир Рязанской области»
3 этап – заключительный
• Квест – игра «Люби и знай родной край!»;
• Анкетирование детей старшего дошкольного возраста