Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё. Воспитание нравственно – патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Формирование гражданственности необходимо начинать с малых, понятных детям вещей, того, что их окружает, через любовь к истории своей семьи, своей Родины – в дальнейшем это станет основой глубокого нравственно- патриотического понятия – любовь к Родине. Нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и зависит это от условий, в которых ребенок живет, и от средств, технологий и методов воспитания. Одной из технологий является проектная деятельность, которая ориентирована на отношения «ребенок- взрослый», которые строятся на соучастие в деятельности. "Гой ты, Русь, моя родная…" Многим из нас знакомы строчки стихотворения известного Рязанского поэта С.А. Есенина, в которых он воспевает свою Родину. Наша малая Родина богата своей красотой природы, достопримечательностями, художниками, писателями и поэтами. Мы решили проверить, насколько осведомлены дети подготовительных групп о своём родном крае. С этой целью было проведено анкетирование, и оказалось, что многие ребята затрудняются назвать улицы родного города; достопримечательности; ягоды, которые растут в мещере; рязанских поэтов. В рамках данной проблемы было принято решение запустить проект в подготовительных группах «Люби и знай родной свой край!», целью которого было формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа. Проект проходил в течение двух месяцев (октябрь – ноябрь) и был очень интересным и насыщенным. Участниками проекта стали не только дети и воспитатели, а также социальный педагог, воспитатель по ИЗО деятельности, инструктор по физической культуре, воспитатель по познавательному развитию, учитель – логопед, музыкальный руководитель. В октябре дети получили много теоретической информации. А в ноябре были запланированы практические занятия и мероприятия. Воспитатели групп рассказали и показали презентации на тему: «Край мой любимый!». Читали детям сказки, познакомили с загадками, рассматривали книги о рязанской области, журналы; играли в дидактические игры «Собери ягоду с листочком», «Путешествие по городу». Педагог - психолог представила детям историческую справку города; познакомила с улицами, памятниками и достопримечательностями города, с биографией людей, которые стояли у истоков образования и становления города Рязани. Музыкальный руководитель напомнила детям песни о Рязани, которые совместно исполнили на занятиях. Читали стихи известных поэтов Рязанской области. Воспитатель по познавательному развитию познакомила с животным и растительным миром мещеры. Воспитатель по ИЗО деятельности провела интересные практические занятия. Ребята рисовали рисунки на основе прочитанной сказки «Как олешек друга искал». Рисунки оформили и создали книгу, с котором могли ознакомиться родители воспитанников. Также дети лепили композицию Рязани и выполнили аппликацию «Флаг города». Инструктор по физической культуре на занятиях познакомил и совместно поиграли в старинные подвижные игры "Городки", "Лапта". Педагог провёл соревнования между мальчиками и девочками "Попади в цель". Запланировано мероприятие с родителями. Учитель – логопед провела литературную неделю. Дети познакомились с творческом известных рязанских поэтов. Узнали о том, как проходило их детство; творческая жизнь; о чем писали и кому были посвящены их стихотворения. На индивидуальных занятиях дети получили общую информацию о городе, улицах, достопримечательностях.
Проект «Люби и знай родной свой край!»
Тип проекта Проблемно-ориентированный; коллективный; просветительский Название проекта «Люби и знай родной свой край!» Образовательные области Социально-познавательное развитие Руководитель проекта Воспитатель - Каторова Ольга Николаевна Участники проекта Воспитатели подготовительных групп Воспитатель по познавательному развитию Социальный педагог Инструктор по физической культуре Муз руководитель Воспитатель по ИЗО деятельности Родители старших групп Продолжительность проекта Проект - долгосрочный; октябрь - ноябрь Занятие – один раз в неделю; в вечернее время Цель Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии родного округа Проблема Недостаточное количество знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе; округе; достопримечательностях; природе и животном мире Задачи 1. Обогатить знания детей о малой родине. 2. Познакомить с обычаями и традициями; народным творчеством народов. 3. Познакомить с творчеством Рязанских поэтов. 4. Формировать бережное отношение к природе; интерес к традициям и промыслам. 5. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения своего города Мероприятия 1. Анкетирование детей «Моя малая родина» 2. Практические занятия воспитателей и специалистов 3. Экскурсия в краеведческий музей 4. Рязанские игры 5. Литературный вечер, посвящённый творчеству Рязанских поэтов 6. Рисование флага города. 7. Квест «Родной мой край!» Результат 1. Обогащение знаний детей старшего возраста о своём округе; культуре местного населения – ненцев. 2. Расширение знаний о некоторых представителей животного и растительного мира. 3. Повышение интереса к изучению творчества поэтов Рязани и Рязанской области. Развивающая среда Рассматривание альбомов, книг о Рязани и Рязанской обл.; просмотр презентаций; чтение Рязанских сказок и стихотворений; дидактические и подвижные игры; создание мини – музея в группах «Природный и животный мир Рязани и Рязанской обл.»; Красная книга Рязанской области Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный: • Подбор художественной литературы по данной теме; • Диагностика детей (с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о своей малой родине); • Составление презентаций для ознакомления с историей, культурой, жизнью г.Рязани и Рязанской области; • Подбор картинного материала и атрибутов по данной теме. 2 этап – основной: • Знакомство с городом и округом; • Чтение литературных произведений Рязанских поэтов и писателей; • Презентация «Красная книга Рязанской области»; • Организация Рязанских игр с детьми; • Выставка рисунков; • Создание мини – музея в группах «Растительный и животный мир Рязанской области» 3 этап – заключительный • Квест – игра «Люби и знай родной край!»; • Анкетирование детей старшего дошкольного возраста