Век скоростей требует новых подходов к обучению и воспитанию школьников. Но для этого необходимо начать меняться учителю. Не открою большого секрета, если скажу, что многие из нас, педагогов, привыкли работать по старинке. Нам удобно, родителям хорошо, а детям безразлично и скучно. Каждый существует в своей зоне комфорта. Но где же развитие значимых качеств личности? Где же реализация творческой и познавательной активности, прописанная в стандарте? К сожалению, за рамками ФГОС. Казалось бы, что плохого в комфорте и безопасности? Ничего, но они сильно затрудняют развитие и освоение нового. Как говорят психологи, любое научение и обучение связано с выходом за границы зоны комфорта. Только за ее разумными пределами возможно развитие личности и ребенка, и взрослого. Для меня, как учителя, преподающего в старших классах русский язык и литературу, шагом за пределы рамок комфортности стало преподавание в младших классах. Нет, я не переквалифицировалась, а взяла часы внеурочной деятельности в 4-х классах. Мой курс назывался «Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Первый шаг». Сказать, что было трудно – ничего не сказать. И дело даже не в том, что это маленькие дети. Главным препятствием стал тот факт, что для младших школьников и их родителей существует только один учитель – это классный руководитель. Его мнение самое авторитетное, самое правильное. Поэтому одной из важных задач стало проведение подготовительно-разъяснительной работы среди родителей. Совместно со школьным психологом и учителями начальной школы была проведена диагностика по изучению интересов и склонностей ребят. На основе полученных данных, а также с учетом запросов родителей была создана группа учащихся, с которой предстояла дальнейшая работа. Большим плюсом организации исследовательской деятельности во внеурочное время является возможность привлечения к работе и детей, и родителей, и учителей разных предметов. А это, в свою очередь, способствует тесному общению взрослых и детей, помогает им самореализовываться через творчество, развивает способности и приобщает к первому научному знанию. Чтобы работа над проектом, даже небольшим по объему, была интересна каждому ребенку, он должен видеть смысл в исследовательской деятельности, понимать свою значимость и посильность исполнения каждого из ее этапов. Программа внеурочной деятельности «Первый шаг» интеллектуальной направленности. Ее ценность в том, что младшие школьники получают возможность познакомиться с мнением разных ученых, попробовать выработать свою точку зрения, и главное – изучить основные требования к научному исследованию и создать свое собственное. Чтобы работа была продуктивной и интересной, необходимо, в первую очередь, наладить контакт между педагогом-наставником и учеником. И хотя для меня ближе гуманитарное направление, первые занятия подстраиваю под интересы детей. Так появились первые мини-проекты, мини-исследования разнообразной тематики и направления: «Как зимой на окнах появляются узоры?», «Гром и молния: как они возникают», «Моя родословная», «Какой была моя улица в прошлом веке», «От кареты до автомобиля», «Женские имена в моей семье» и др. К их реализации были привлечены учителя-консультанты: историки, химики, физики, биологи и географы. Когда у ребенка появляется первый удачный реализованный проект (как индивидуальный, так и групповой), он приобретает не только бесценный опыт исследования, но и оттачивает навыки публичного выступления и взаимодействия со взрослыми наставниками. А это очень важно. На следующем этапе внеурочных занятий мы совместно с детьми выбираем тему финального исследовательского проекта, над которым ребята работают до конца года. В качестве консультанта-наставника теперь выступаю только я, поэтому исследование проводим в гуманитарном направлении. Многие ребята объединяются, принимают решение выполнять групповые проекты. Кто-то предпочитает индивидуальную работу. Так появились исследовательские работы «Псевдонимы: кто за ними скрывается», «Магия чисел в русских народных сказках», «Женские и мужские имена в русских сказках», «Бродячие» сюжеты сказок». Конечно, дети выполняют свои проекты в основном дома. Поэтому внеурочные занятия я стараюсь разнообразить и дать такие знания, которые дети, вернувшись домой, смогли бы применить в своем исследовании. Несколько занятий посвящаю «актерскому мастерству», т.е., используя опыт педагогов театральных училищ, знакомлю с основами сценической речи, искусством непринуждённого общения с аудиторией. Приветствую, если на таких тренингах присутствуют и родители. Это также способствует сближению детей и взрослых. А иногда позволяет посмотреть родителям на своего ребенка другими глазами. Ребенок через игру учится «подавать» и вести себя раскрепощенно, независимо от окружающей обстановки. Эти занятия помогают учащимся избавиться от зажатости и стеснительности. Последнее занятие – защита проекта. Здесь важно все: обстановка, внешний вид, презентация, аудитория, поддержка близких. Порой достаточно посредственная работа кажется шедевром, когда она эмоционально и доходчиво презентуется автором. После выступления важны добрые слова в адрес каждого ученика, что я обязательно делаю. И считаю, опыт положительным, когда дети сразу после защиты проекта говорят: «А я уже знаю, какой проект я хочу сделать в следующем году! Рассказать?» Библиографический список: 1. Сизова Р.Ф., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. 2. Феофанова И. Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва; 2012