Исследовательская и проектная деятельность

Уракова И. И. Образовательный проект краеведческой направленности «Путешествие в историю родного края с филином Ломоносычем»

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Одной из главных задач дошкольных образовательных организаций является патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывая связи родного края с Родиной.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые дошкольниками из окружающего мира, довольно скудны и разрознены.
Роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна, но в комплексе с целенаправленной работой воспитателей по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
В МДОУ №15 задачи краеведческой работы традиционно решались путём организации бесед и тематических занятий.
В 2018/2019 учебном году в ходе анализа результатов проведения мониторинга педагогического образовательного процесса воспитанников МДОУ №15 5-7 лет и результатов анкетирования родителей по выявлению уровня сформированности краеведческих представлений был диагностирован недостаточный объём знаний истории, природы и культуры родного края и у детей, и у родителей.
Возникла необходимость изменения формы организации педагогического процесса работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием.
На наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация образовательного проекта краеведческой направленности «Путешествие в историю родного края с филином Ломоносычем».
Мы считаем, что метод проекта позволит детям лучше усвоить сложный краеведческий материал через различные виды деятельности, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие и познавательные способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
В рамках проектной работы мы планируем использовать целый комплекс форм и организационных моделей реализации проекта, направленный на формирование и закрепление знаний воспитанников об истории, природе и культуре родного края:
ü краеведческие занятия (комбинированные), с использованием многофункционального дидактического пособия АЗБУКА-РАСКРАСКА «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15;
ü посещение памятников и памятных мест Ломоносовского района с привлечением родителей воспитанников (в том числе интерактивные и виртуальные);
ü разработка и презентация семейных мини-проектов на тему: «Моё маленькое путешествие по любимым местам Ломоносовского района»
ü экскурсии в школьный краеведческий музей и библиотеку, в рамках сетевого взаимодействия;
ü участие в краеведческих викторинах и конкурсах различных уровней;
ü онлайн-встречи со школьниками, участвующими в реализации туристского проекта по ознакомлению с историей и культурой родного края, разработанного по поручению губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.
В результате реализации проекта воспитанники смогут по-иному взглянуть на свою малую Родину. Познакомятся с историей возникновения своего района, символикой, памятными историческими местами. Участие в проекте даст возможность развить в ребёнке элемент самостоятельности, сформирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, осуществит живую связь поколений. Научит ориентироваться в природной и социальной среде, будет способствовать саморазвитию воспитанников.
Значимость проекта, его актуальность: решение одной из главных задач дошкольных образовательных организаций - патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника.
Социальный эффект при реализации проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ): обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
Новизна проекта: основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на многофункциональное дидактическое пособие АЗБУКА-РАСКРАСКА «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15. Пособие является авторским и не имеет аналогов.
Цель проекта: создание и реализация эффективной системы работы по краеведению, патриотическому и гражданскому воспитанию личности дошкольника, через ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ломоносовского района Ленинградской области.
Задачи проекта:
В работе с воспитанниками:
1.       Формировать представления детей о Ломоносовском р-не Ленинградской области, о социокультурных ценностях (достопримечательностях, культурных учреждениях, памятниках, архитектуре, событиях прошлого и настоящего; символике).
2.       Воспитывать чувство привязанности и любви к своему родному району, восхищение его красотой и достопримечательностями.
3.       Способствовать приобщению детей к истории, традициям и праздникам Ломоносовского района.
4.       Побуждать детей к проявлению бережного отношения и заботы о своей родной деревне и районе.
В работе с педагогами:
1.       Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере краеведческого образования детей 5-7 лет посредством проведения теоретико- и практико-ориентированных мероприятий и побуждения к самообразованию.
2.       Побуждать педагогов к активному участию в разработке программно-методического обеспечения по краеведческому образованию детей и родителей.
В работе с родителями:
1.       Изучить воспитательный потенциал семей, интересы и потребности родителей в вопросах краеведческого образования дошкольников.
2.       Обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности в реализации краеведения в семье.
3.       Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, создавать условия для развития партнёрских отношений с целью успешной реализации проекта.
Формы и организационные модели реализации проекта:
ü краеведческие занятия (комбинированные), с использованием многофункционального дидактического пособия Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15;
ü посещение памятников и памятных мест Ломоносовского района с привлечением родителей воспитанников (в том числе интерактивные и виртуальные);
ü разработка и презентация семейных мини-проектов на тему: «Моё маленькое путешествие по любимым местам Ломоносовского района»
ü экскурсии в школьный краеведческий музей и библиотеку, в рамках сетевого взаимодействия;
ü участие в краеведческих викторинах и конкурсах различных уровней;
ü онлайн-встречи со школьниками, участвующими в реализации туристского проекта по ознакомлению с историей и культурой родного края, разработанного по поручению губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.
Этапы и стадии реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.-август 2020 г.):
-         обсуждение идеи проекта с педагогами ДОУ, мотивация педагогических работников к участию в проекте;
-         анализ литературы и опыта реализации подобных проектов, обсуждение условий реализации проекта, материально-технической базы;
-         разработка проекта, составление плана работы по реализации проекта;
-         составление и тиражирование многофункционального дидактического пособия Познавательная Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске).
2. Основной этап (сентябрь 2020 г.-май 2021 г.):
-         реализация проекта;
-         определение промежуточных результатов реализации проекта
-         внесение корректировок в деятельность по реализации проекта
3. Заключительный этап (июнь 2021 г.-август 2021 г.):
-         публикация информации о проекте на сайте ДОУ и в других СМИ для педагогов;
-         анализ эффективности реализации проекта
Перспективы дальнейшего развития проекта:
ü разработка парциальной программы по краеведению в ДОУ;
ü трансляция опыта работы;
ü создание на базе МДОУ №15 мини-музея истории родного края с использованием макетов-экспонатов, изготовленных педагогами и воспитанниками совместно с родителями;
ü реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода».
Промежуточные результаты реализации проекта:
2019/2020 учебный год:
-         творческой группой педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Ломоносовского района Ленинградской области в составе: Ураковой И.И., Сараевой Н.А., Гарастей Е.В., Филимоновой Ю.Н., Парфёновой Н.В., Касиловой Е.В., под руководством заведующего МДОУ №15 – Афанасьевой С.В., составлено и издано многофункциональное дидактическое пособие Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске) (рис.1, рис.2)
-         разработан образовательный проект «Путешествие в историю родного края с филином Ломоносычем»; составлен план работы по реализации проекта.
2020/2021 учебный год:
-         образовательный проект успешно реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Ломоносовского района Ленинградской области (рис.3)
 
Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3
2021