Одной из главных задач дошкольных образовательных организаций является патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывая связи родного края с Родиной. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые дошкольниками из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна, но в комплексе с целенаправленной работой воспитателей по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего родного региона ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг. В МДОУ №15 задачи краеведческой работы традиционно решались путём организации бесед и тематических занятий. В 2018/2019 учебном году в ходе анализа результатов проведения мониторинга педагогического образовательного процесса воспитанников МДОУ №15 5-7 лет и результатов анкетирования родителей по выявлению уровня сформированности краеведческих представлений был диагностирован недостаточный объём знаний истории, природы и культуры родного края и у детей, и у родителей. Возникла необходимость изменения формы организации педагогического процесса работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. На наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация образовательного проекта краеведческой направленности«Путешествие в историю родного края с филином Ломоносычем». Мы считаем, что метод проекта позволит детям лучше усвоить сложный краеведческий материал через различные виды деятельности, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие и познавательные способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В рамках проектной работы мы планируем использовать целый комплекс форм и организационных моделей реализации проекта, направленный на формирование и закрепление знаний воспитанников об истории, природе и культуре родного края: ü краеведческие занятия (комбинированные), с использованием многофункционального дидактического пособия АЗБУКА-РАСКРАСКА «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15; ü посещение памятников и памятных мест Ломоносовского района с привлечением родителей воспитанников (в том числе интерактивные и виртуальные); ü разработка и презентация семейных мини-проектов на тему: «Моё маленькое путешествие по любимым местам Ломоносовского района» ü экскурсии в школьный краеведческий музей и библиотеку, в рамках сетевого взаимодействия; ü участие в краеведческих викторинах и конкурсах различных уровней; ü онлайн-встречи со школьниками, участвующими в реализации туристского проекта по ознакомлению с историей и культурой родного края, разработанного по поручению губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. В результате реализации проекта воспитанники смогут по-иному взглянуть на свою малую Родину. Познакомятся с историей возникновения своего района, символикой, памятными историческими местами. Участие в проекте даст возможность развить в ребёнке элемент самостоятельности, сформирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, осуществит живую связь поколений. Научит ориентироваться в природной и социальной среде, будет способствовать саморазвитию воспитанников. Значимость проекта, его актуальность: решение одной из главных задач дошкольных образовательных организаций - патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника. Социальный эффект при реализации проекта: решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ): обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, способных к социализации в условиях гражданского общества. Новизна проекта: основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на многофункциональное дидактическое пособие АЗБУКА-РАСКРАСКА «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15. Пособие является авторским и не имеет аналогов. Цель проекта: создание и реализация эффективной системы работы по краеведению, патриотическому и гражданскому воспитанию личности дошкольника, через ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ломоносовского района Ленинградской области. Задачи проекта: В работе с воспитанниками: 1. Формировать представления детей о Ломоносовском р-не Ленинградской области, о социокультурных ценностях (достопримечательностях, культурных учреждениях, памятниках, архитектуре, событиях прошлого и настоящего; символике). 2. Воспитывать чувство привязанности и любви к своему родному району, восхищение его красотой и достопримечательностями. 3. Способствовать приобщению детей к истории, традициям и праздникам Ломоносовского района. 4. Побуждать детей к проявлению бережного отношения и заботы о своей родной деревне и районе. В работе с педагогами: 1. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере краеведческого образования детей 5-7 лет посредством проведения теоретико- и практико-ориентированных мероприятий и побуждения к самообразованию. 2. Побуждать педагогов к активному участию в разработке программно-методического обеспечения по краеведческому образованию детей и родителей. В работе с родителями: 1. Изучить воспитательный потенциал семей, интересы и потребности родителей в вопросах краеведческого образования дошкольников. 2. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности в реализации краеведения в семье. 3. Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, создавать условия для развития партнёрских отношений с целью успешной реализации проекта. Формы и организационные модели реализации проекта: ü краеведческие занятия (комбинированные), с использованием многофункционального дидактического пособия Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске), разработанное творческим объединением педагогов МДОУ №15; ü посещение памятников и памятных мест Ломоносовского района с привлечением родителей воспитанников (в том числе интерактивные и виртуальные); ü разработка и презентация семейных мини-проектов на тему: «Моё маленькое путешествие по любимым местам Ломоносовского района» ü экскурсии в школьный краеведческий музей и библиотеку, в рамках сетевого взаимодействия; ü участие в краеведческих викторинах и конкурсах различных уровней; ü онлайн-встречи со школьниками, участвующими в реализации туристского проекта по ознакомлению с историей и культурой родного края, разработанного по поручению губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. Этапы и стадии реализации проекта: 1.Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.-август 2020 г.): - обсуждение идеи проекта с педагогами ДОУ, мотивация педагогических работников к участию в проекте; - анализ литературы и опыта реализации подобных проектов, обсуждение условий реализации проекта, материально-технической базы; - разработка проекта, составление плана работы по реализации проекта; - составление и тиражирование многофункционального дидактического пособия Познавательная Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске). 2. Основной этап (сентябрь 2020 г.-май 2021 г.): - реализация проекта; - определение промежуточных результатов реализации проекта - внесение корректировок в деятельность по реализации проекта 3. Заключительный этап (июнь 2021 г.-август 2021 г.): - публикация информации о проекте на сайте ДОУ и в других СМИ для педагогов; - анализ эффективности реализации проекта Перспективы дальнейшего развития проекта: ü разработка парциальной программы по краеведению в ДОУ; ü трансляция опыта работы; ü создание на базе МДОУ №15 мини-музея истории родного края с использованием макетов-экспонатов, изготовленных педагогами и воспитанниками совместно с родителями; ü реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода». Промежуточные результаты реализации проекта: 2019/2020 учебный год: - творческой группой педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Ломоносовского района Ленинградской области в составе: Ураковой И.И., Сараевой Н.А., Гарастей Е.В., Филимоновой Ю.Н., Парфёновой Н.В., Касиловой Е.В., под руководством заведующего МДОУ №15 – Афанасьевой С.В., составлено и издано многофункциональное дидактическое пособие Азбука-раскраска «Путешествие в историю родного края с Филином Ломоносычем» (мини-музей «Наш родной край» в раскраске) (рис.1, рис.2) - разработан образовательный проект «Путешествие в историю родного края с филином Ломоносычем»; составлен план работы по реализации проекта. 2020/2021 учебный год: - образовательный проект успешно реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Ломоносовского района Ленинградской области (рис.3)