НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хаванева Г. Г. Театр теней в работе воспитателей с дошкольниками

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Основными принципами дошкольного образования по ФГОС ДО являются:
·               полноценное проживание всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
·               построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
·               содействие и сотрудничество взрослого и ребёнка, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
·               поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
·               сотрудничество Организации с семьей;
·               приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·               формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
·               возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
·               учет этнокультурной ситуации развития детей [8].
Игра – естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.
В дошкольном детстве ребенок осваивает разнообразные игры: сюжетные, режиссерские, народные, подвижные и прочие. Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте, особое место занимают театрализованные игры. Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.
Театрально-игровая деятельность является легкодоступным видом деятельности, помогающим решить проблемы в социально-эмоциональном, речевом и художественно-эстетическом воспитании дошкольников, в формировании самостоятельности, инициативности детей. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности - игровой и художественной, что определяет её «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придаёт театрализованной игре характер импровизации. Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. [2]
В настоящее время существует немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности:
- программа по организации театрализованной деятельности дошкольников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой;
- программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович;
- программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой,
- «Театрализованные игры в детском саду» Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой;
- программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной;
- «Росинка» Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой
- модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет, включающая модуль «Театр и театрализованная деятельность».
Программы рассчитаны на детей от трех до семи лет. В основе лежат принципы, направленные на развитие творческих способностей и повышение навыка общения посредством театральной деятельности [1; 6].
Регулярное использование элементов театральных представлений помогает решить ряд задач:
1.                 повышает интерес к занятиям;
2.                 стимулирует речевое развитие;
3.                 формирует умение слушать и слышать речь взрослого;
4.                 сокращает барьеры и налаживает дружеские отношения со всеми участниками образовательного процесса;
5.                 повышает уверенность в себе;
6.                 развивает моторику, дикцию и память, образное мышление ребенка;
7.                 повышает самостоятельность детей.
8.                 помогает привлечь родителей к совместной деятельности [5].
Как воспитатель, я в своей практике чаще использую театр теней и пальчиковый. Важно, что дети идут на контакт и с удовольствием вступают со мной в игру. Ребятам нравится театрализованная деятельность, вызывает бурю эмоций. Теневой театр можно сделать быстро, и при этом он вполне может сравниться по красоте с другими зрелищами.
Для начала надо сделать экран. Совершенно не обязательно замыкаться на какой-то стандартной форме (прямоугольнике). Можно сделать арку, овал или более конкретную сложную форму. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и наклеенной на нее кальки. Я использую тонкую ткань. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку. Неровностей на поверхности должно быть как можно меньше, от этого зависит, насколько четкими будут выходить тени-актеры. Героев можно сделать из бумаги, картона и привлечь к их созданию детей и их родителей.
Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит в лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к раме с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра - установка света. Свет должен падать сзади и сверху.
Силуэты должны находиться между источником света и экраном. Зрители должны сидеть на некотором расстоянии от теневого театра. Театр могут показывать как взрослые, так и старшие дети.
Как и в настоящем театре, прежде чем показывать спектакль зрителям, артисты должны распределить и выучить роли, провести репетицию, а репетировать с детьми одно удовольствие. Во время пальчиковых игр я знакомлю ребят с некоторыми фигурами из ручного театра. Например: зайка, коза, петушок и т.д. Потом делаю белый экран из обычной белой ткани, располагаю его на стене. Включаю свет и даю возможность детям поиграть. Обычно это происходит очень весело и шумно. Ребята играют с удовольствием. Придумывают всякие коротенькие сюжеты и только после этого, мы переходим к экрану. Вместе с детьми изготавливаем фигурки для пальчикового теневого театра. Дети сами вырезают по шаблону фигурки. Обыгрывают их на белом полотне, а потом на экране.
Сюжеты постановок могут быть разными.
·                   «Угадай, кто это?», «Что выросло у нас в огороде?» - демонстрирую тени овощей, ягод и фруктов.
·                   «Повтори за мной» - гимнастика для пальчиков. Показываю различные движения, животных или фигуры, прошу повторить. Например: показываю зайчика, прошу повторить и спрашиваю: «Как зайчик фыркает?», давайте повторим.
·                   «Под дубочком» - читаю сказку, с акцентом на расположение предметов. Затем прошу назвать предметы относительно другого объекта. Закрепляем понятия: справа, слева, под, над.
·                   Дети – герои сказки. Позволяет раскрепостить, сблизить детей и согласовывать действия всех участников. Всегда много желающих попробовать себя в роли актера.
·                   Поем вместе потешки и песенки, при этом показываем движения.
Сюжеты выбираю в зависимости от плана работы и потребностей детей.
Таким образом, театр теней – это вид искусства с вековыми традициями, доступные для детей дошкольного возраста, при этом обладает большим потенциалом в дошкольной педагогике. Воспитателю использование театра теней в своей работе позволяет создать яркие эмоции, радость. Осуществить мечты и желания ребенка. При этом решается ряд педагогических задач.
Но для того, чтобы игра носила образовательный характер и давала конкретные результаты, необходимо продумывать все элементы, направленные на развитие речи и мелкой моторики, на расширение кругозора об окружающем мире, увеличения словарного запаса и любви к театральному искусству [3].
Библиографический список
1.                 Акулова О. В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. -С. 24.
2.                 Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 176с.
3.                 Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 с.
4.                 Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6лет. - М.: Обруч, 2014. - 159 с.
5.                 Игнатова С.В., Илларионова И.В. «Теневой театр своими руками», издательство «Айрис-Пресс», 2008.
6.                 Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня: Учебно-методическое пособие. - М.: Цветной мир, 2012 - 94 с.
7.                 Педагогические условия и особенности театрализованных игр / [Электронный ресурс] –http://www.bestreferat.ru/referat-205509.html
8.                 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2021