НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Котова Е. А., Кильтенберг Н. А. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в средней группе "Лес, точно терем расписной"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи:
Знакомить с особенностями растительного мира осенью;
Выяснить, о каких приметах осени знают дети;
Вспомнить правила поведения в лесу;
Узнать, как животные готовятся к зиме;
Учить делать выводы из своих наблюдений, поощрять распространенные ответы, способствовать развитию связной речи;
Поддерживать у детей познавательный интерес;
Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход деятельности

Педагог показывает детям желтые и зеленые листики

Педагог: Посмотрите, ребята! Что я сегодня нашла по дороге в детский! (Листики). А почему же они разного цвета? (Ответы детей)
Педагог: Осенью изменяется температура воздуха и становится прохладно. Также день становится короче: солнышко позже встает и раньше уходит за горизонт. А листикам нужно много тепла и света, чтобы в них вырабатывался хлорофилл, который отвечает за зеленый цвет в растениях. Вот и получается, что листики желтеют, слабеют и опадают.
А какие приметы осени вы еще знаете, ребята? Как мы с вами можем понять, что наступила осень?
- Солнышко светит и греет меньше, чем летом;
- Часто идут дожди;
- На дорогах лужи;
- Сильный и холодный ветер;
- Птицы улетают в теплые края;
- Люди теплее одеваются.
Педагог: Каждый день природа преображается!
Раздается стук в дверь. Вбегает Белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Я так спешила к вам, чтоб скорее пригласить в гости, в уголок леса! У нас там так красиво! Вы обязательно должны это увидеть! А еще в лесу поспели ягоды, выросли грибы, и все делают запасы на зиму!
Педагог: Как здорово, Белочка! А мы вот тоже с ребятами разговаривали об осени!
Педагог обращается к ребятам: Ну что пойдем с Белочкой на прогулку? (Да)
Дети выходят с педагогом и Белочкой на улицу и направляются в уголок леса.
Педагог: Ребята, а вы знаете, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу? Зачем это делать? (Не шуметь, чтоб не испугать лесных жителей, не разорять гнезда и муравейники, не ломать ветви деревьев)
Педагог: Здорово! А вот мы и пришли!
Наблюдение в природе.
Какого цвета листья на деревьях?(Поощрять  полные ответы: листья на деревьях зеленого, коричневого, желтого цвета). Как мы можем узнать, есть ли сегодня ветер?(Можем посмотреть на веточки деревьев, если они качаются, значит ветер есть). Что растет в лесу, кроме деревьев?(Кустарники, травы, мхи).
Педагог: Ребята, а какие деревья мы с вами увидели здесь?(В лесу мы увидели разные деревья: дуб, клен, сосну, березу, орех). Одинаковые ли у них листики?(Их листья разные по форме и цвету).
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»  
Педагог: Белочка, в лесу очень красиво! Спасибо большое, что пригласила нас полюбоваться осенними пейзажами!
Про красоту леса осенью написано очень много стихотворений! И я хочу вас познакомить с отрывком из стихотворения И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Педагог: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? О каких признаках осени пишет поэт?
Педагог обращается к Белочке: А ты хочешь поиграть с ребятами? Они знают очень интересную игру!
Подвижная игра «У медведя во бору».
Педагог: Ребята, а вы знаете, чем занимаются лесные обитатели осенью? (Готовят запасы на зиму). А зачем они это делают? (чтобы не погибнуть зимой от голода).
Белочка: Да, я тоже хлопочу всю осень, чтоб зимой у меня была еда!
Педагог: А вы знаете, какие запасы готовит себе белочка?(Шишки, орехи, грибы).
Ребята, а может мы поможем Белочке?(Да, поможем!).
На полянке разложены грибы, орехи, шишки. Дети берут корзинки и идут собирать их.
Трудовая поисковая деятельность «Угощения для белочки»
Белочка: Спасибо большое ребята, вы мне очень помогли!
Педагог: Белочка, мы с ребятами были очень рады побывать у тебя в гостях! Но нам пора возвращаться!
После прогулки в группе проводится рефлексия
Педагог: Ребята, о каких признаках, приметах осени мы с вами сегодня узнали? Какие деревья мы видели в лесу? Какого цвета были на них листики? Зачем животные готовят запасы на зиму? Что интересное и необычное вы сегодня нашли или узнали в ходе нашей прогулки? Что вам больше всего запомнилось?
Планирование деятельности исходя из интереса детей:
О чем бы вы хотели узнать на следующей прогулке?







2022