Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Ведущим практическим приемом, направленным на реализацию метапредметных результатов на уроке, является прием Time machine (в переводе «машина времени»), который представляет собой интенсивное погружение в любую историческую эпоху через серию нетривиальных вопросов.
Данный технологический прием стимулирует монологические и диалогические высказывания, служит основой развития речемыслительной деятельности, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи, позволяет обучающимся осмыслить, осознать и сделать выводы, что ведет к повышению мотивации к учебе и прочности знаний.
На основе использования данного приема был создан алгоритм трансформации репродуктивных заданий в продуктивные на иностранном языке с учетом лексических и языковых единиц, подлежащих усвоению.
Алгоритм составления продуктивных заданий с помощью приема «Машина времени» выглядит следующим образом:
1 этап: чтение текста или небольшого отрывка из произведения. На послетекстовом этапе обучающиеся выполняют учебно-речевые упражнения на контроль понимания прочитанного.2 этап: преподаватель погружает обучающихся в учебную ситуацию и раздает таблицы с двумя мнениями: человека из современности и человека из определенной исторической эпохи. Обучающимся необходимо ответить на три вопроса с позиции людей разных эпох. Вопросы должны быть связаны с событиями из прочитанного текста.
3 этап: на данном этапе уместно организовать речевое взаимодействие в парах с проговариванием ответов на вопросы. Обучающиеся сопоставляют и анализируют информацию в соответствии с поставленной задачей в виде вопросов.
4 этап: составление собственных монологических или диалогических высказываний в соответствии с коммуникативной задачей. Имея свои идеи, основанные на извлеченной из прочитанного текста информации, обучающиеся планируют свои речевые действия в соответствии с ними.
Методическая эффективность использования данного приема при обучении иностранному языку обуславливается необходимостью решения конкретных метапредметных задач, поэтому степень его результативности зависит от определенной стадии урока. (Таблица №1)
Таблица №1. Эффективность применения приема «Time machine» на этапах урока
Этапы урока
Эффективность применения приема
Необходимые ресурсы
Метапредметныерезультаты
Проблемные вопросы
Engage Вовлечение в деятельность, мотивационный этап
+
+
ЦелеполаганиеStudyНепосредственно обучение, практическая деятельность
+
+
Анализ и сравнение извлеченной информацииActivate Применение полученных знаний, формирование умений
+
+
Планирование речевого поведения, речевое взаимодейст-вие, оценка результата, рефлексияИз данных таблицы видно, что применяемый методический приём равно эффективен на разных этапах урока, что доказывает его универсальность. С помощь приема «Машина времени» можно выйти на конкретные метапредметные результаты. Так, к примеру, на мотивационном этапе, когда происходит вовлечение обучающихся в учебную деятельность, с помощью вопросов об определенной исторической эпохе, можно выйти постановку целей учебного занятия и формулирование задач. Обучающиеся могут с помощью картинки-стимула или в опоре на свой жизненный опыт ответить на вопросы.
Во время работы с текстовой информацией обучающиеся извлекают необходимые факты для заполнения таблицы, а затем сравнивают полученные ответы. На этапе применение полученных знаний и формирования умений также уместно использовать данный приём, который обладая коммуникативно-ориентированной направленностью, способствует формированию продуктивных умений планирования собственного речевого высказывания. Задания на основе данного приема можно использовать для формирования и совершенствования как монологических, так и диалогических навыков говорения. Подобные задания имеют высокий потенциал с точки зрения их применимости для отработки навыков устной и письменной речи.
Список литературы
1. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М: Просвещение, 1991. –276 с.2. Harmer, Jeremy. How to teach speaking. Longman publishing group, 2008. –87-96p.