Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Талых В. Ю. Влияние гендерных стереотипов в воспитании детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанцией и препятствуют каким бы то ни было изменениям.
Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. [4] По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.[1]
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.[5]
Базисная основа первичной социализации личности - семья. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Известно, что в первые 5-6 лет жизни - период, когда закладывается и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии психики личности, в которые вплетена полоролевая дифференциация. К 7 годам дети достигают гендерной константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой.. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают
Традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у детей появляются гендерные стереотипы и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности.
Гендерные стереотипы воспитания — это предписания, касающиеся того, как должны выглядеть, вести себя, думать и чувствовать мальчики и девочки, мужчины и женщины. Все, что содержит в себе слова «должен» или «должна» и указание на пол — это и есть гендерный стереотип воспитания ребенка. Они могут озвучиваться довольно прямо и однозначно, а могут просто подразумеваться и поэтому действовать незаметно. Основная особенность гендерных стереотипов в том, что они по умолчанию поддерживаются всем обществом. [3] Когда дети видят женщин и мужчин исполняющими разные роли, они начинают думать, что мужчины и женщины обладают разными качествами, которые позволяют им лучше приспосабливаться к этим разным ролям. Затем эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм. Другими словами, дети начинают считать, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем.
Как для мальчиков, так и для девочек угнетение, вызванное гендерными стереотипами, может подавлять индивидуальное самовыражение и творчество, что, в свою очередь, может помешать детям развивать свои уникальные навыки и в будущем строить карьеру, в которой они действительно могут преуспеть. Поэтому, нам важно поддерживать и поощрять своих детей к преследованию своих увлечений, независимо от того, как вы их воспринимаете, или то, что они удерживаются обществом. Для мальчиков выбор гендерных стереотипов может препятствовать эмоциональному росту. Это может также привести к низкой самооценке и проблемам уверенности в дальнейшей жизни, особенно если ваш сын приобретет роль главы семьи или другую подобную роль.[2]
Мы должны всегда сосредотачиваться на эмоциональном благополучии своего ребенка и понимать, что ограничения, которые вы ему накладываете в детстве, могут иметь разрушительные последствия для взрослой жизни.
Что могут сделать родители и педагоги для борьбы с гендерными стереотипами?
1.Подавать личный пример: дети подражают модели поведения, которую видят в семье неоднократно. Если родители будут уважать друг друга, делить домашние дела, не терпеть унижения по отношению к себе или супругу, ребенок будет меньше подвержен гендерным стереотипам.
2.Разрешить испытывать эмоции и выбирать себе занятия: свобода самовыражения важна в борьбе с гендерными стереотипами с ранних лет. Развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.
3.Фантазировать: чем чаще вы будете разрушать гендерные стереотипы в играх с ребенком, тем меньше вероятность, что он им поддастся.
Каждый человек, вне зависимости от гендера и пола, должен уметь обеспечить себя. Быть независимым, состоявшимся физически, материально и морально. Важно всестороннее, гармоничное развитие ребенка.[1]
Воспитание в рамках гендерных стереотипов ограничивает развитие личности, нарушает главный принцип педагогики – индивидуальный подход. Нужно предоставлять ребенку свободу, поддерживать его начинания и уникальность.
Необходимо действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола. Конечно, полностью избавить наших детей от влияния стереотипов вряд ли получится, но в наших силах — помогать отслеживать их и вырабатывать критическое отношение к высказываниям в стиле “ты же девочка/мальчик”. В конце концов, куда важнее вырастить не “настоящую женщину” или “настоящего мужчину”, а настоящего человека: честность, доброта, мудрость и прочие общечеловеческие ценности всегда были и остаются вне гендерных рамок.

Библиографический список:

1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол. - 2003. - №2. - С. 154 - 158.
2. Берн Ш. Гендерная психология.-Спб.:2001.
3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика.-Спб.: Алетейя,2004
4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. - 1981. - № 2. - С. 47 - 57.
5. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. -2006. - № 2. - С. 159 - 165.
6.Штылева Л.В. Почему учителю необходимо знать про «гендер» и обладать тендерным измерением в работе с детьми? // Внедрение гендерных курсов в систему среднего образования: Метод.пособие. -Иваново, 2000. - С. 10-18.
2021