Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Савченко А.А. Взаимодействие специалистов консилиума образовательной организации при выявлении детей со сложной структурой дефекта

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта наиболее успешно осуществляется посредством сопровождения. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, и т. д.) по оказанию помощи ребёнку в ситуации развития. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения:
- городская или областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — рекомендует родителям получение коррекционной помощи, направленной на достижение ребёнком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компетенции, интеграции в социуме специализированного учреждения.
- психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении (ПМПк).
Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом в оказании помощи ребёнку.
Цель ПМПк — построение оптимальных путей развития ребенка со сложной структурой дефекта.
Задачами ПМПк образова­тельного учреждения являются:
— выявление и ранняя диагностика отклонений в разви­тии;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональ­но-личностных перегрузок и сры­вов;
— выявление резервных воз­можностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффектив­ности специальной (коррекцион­ной) помощи в рамках, имеющих­ся в данном образовательном уч­реждении возможностей;
— подготовка и ведение доку­ментации, отражающей актуаль­ное развитие ребёнка, динами­ку его состояния.
В состав ПМПк входят:
- Представитель администрации
- Учитель-дефектолог и(или) учитель-логопед
- Педагог-психолог
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре
- Врач или медсестра
- Воспитатель
Все специалисты работают под руководством ведущего специалиста, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.
В целом деятельность всех специалистов в рамках проведения консилиумной работы можно рассматривать как состоящую из последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
1. Диагностический этап.
Диагностический этап начинается с заключения договора с родителями о проведении диагностического обследования.
Специалистами ПМПк составляется план проведения диагностического обследования. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребёнка. Каждый специалист предоставляет членам консилиума информацию о результатах обследования, проведённого с ребёнком.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребёнка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение или заполняется индивидуальная карта развития ребёнка, подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
2. Консультативно-проектировочный этап.
На этом этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблем, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные действенные методы и приёмы. Именно на этом этапе сопровождения разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Реализация выделенных в ИОМ направлений осуществляется с использованием образовательной программы ДОУ, утверждённых и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и методик практического опыта специалистов.
3. Деятельностный этап направлен на реализацию ИОМ и выполнение программы коррекционно-образовательной работы. Он представляет собой организованный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе.
Тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ возможна при условии:
- совместного планирования работы: выбора темы и планирования коррекционно-развивающей работы, определения последовательности занятий и задач;
- одновременного решения коррекционно-образовательных задач (каждый на своем занятии);
- тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
4. Рефлексивный этап.
Проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнение рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать заключительным в реализации индивидуального образовательного маршрута или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции других проблем. На основе данных, полученных в ходе итоговой диагностики, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребёнка со сложной структурой дефекта.
Вся деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые, проводятся под руководством председателя.
Плановые заседания ПМПк проводятся 1 раз в квартал.
Внеплановые консилиумы собираются:
- по запросам специалистов;
- по запросам родителей (законных представителей).
Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Таким образом, правильно организованная работа ПМПк позволяет координировать деятельность и обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ. Только в тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Библиографический список

1. Психолого-медико-педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы / авт.-сост. Т. А. Емцева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 141 с.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003–240 с.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М. А. Поваляевой. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002
albina-savchenko@mail.ru
моб.телефон: 89281289463
2018