НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чениб З.Р. Опыт работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Библиографическое описание:
Чениб З.Р. Опыт работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и поэтому очень важно уже с самого раннего возраста её, развивать. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас малыша. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Актуальность проблемы

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной в работе воспитателя, поэтому подробно занялась ее изучением и внедрила в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Вместе с этим, я могу отметить, что у детей также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.

В чем причины задержки речи? Считается, что главное, от чего зависит речь, это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В своей работе я определила цель и задачи:

Цель:

- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

Задачи:

Обучающие:

-активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;

- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;

-развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

-воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Задачи для педагога

1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.

2. Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Придерживаться правил:

• подбирать задания с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

• работу проводить регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.

В своей работе постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого проводилась индивидуальная диагностика каждого ребёнка.

Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи.

На основе проведённых наблюдений и обследований, у детей младшего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Диагностика речевого развития показала, что 50% воспитанников моей группы имеют средний уровень сформированности речи, 20% - низкий, 30% (6 детей -0%) –1 ребёнок ОВЗ.

На основе полученных данных была спроектирована работа по развитию речи детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики

Работу построила по следующим направлениям:

1.Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

План работы:

1. Изучить необходимую литературу.

2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.

3. Организовать развивающую среду в группе.

4. Разработать перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

5. Провести работу с детьми по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук.

В педагогической работе используем следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Составление фигур из счетных палочек.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками.

Использование прищепок.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.

Использование сухого бассейна.

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей:

Шнуровка.

Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

Развитие графической моторики также является важной частью формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:

· Рисование по трафаретам.

· Рисование по фигурным линейкам.

· Штриховка.

· Нетрадиционные техники рисования.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. ОД этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у воспитанников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования

Раскручивание и закручивание крышек.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Самомассаж.

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками используем следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Приёмы развития мелкой моторики рук.

1.Массаж кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

2.Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).

Рисование (трафареты, раскраски), штриховки

3.Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, крупы и др.)

3. Пальчиковый театр.

4.Настольный театр

5. Конструирование и работа с мозаикой, вкладышами.

6. Выкладывание фигур из счетных палочек

7.Дидактические игры с геометрическими фигурами

8.Игры с предметами домашнего обихода.

Здоровьесберегающие технологии.

Применяем такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию;

гимнастики: пальчиковую, дыхательную, артикуляционную, бодрящую; интегрированные и комплексные занятия по физической культуре, игровой самомассаж.

Нейропсихологические игры

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход,

Что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Применение – нейроигры позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие

Игровые технологии.

С помощью игровых технологий развиваются творческие способности детей. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.

Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Результатом использования личностно – ориентированных и гуманно- личностных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

Взаимодействие с родителями.

Одно из важнейших направлений в работе является взаимодействие с семьями воспитанников.

Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье.

Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, обучать их приёмам взаимодействия с детьми.

Результативность работы.

Работая по данной проблеме с целью развития речи по средствам развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, добились определённых результатов.

В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем у - 45% воспитанников, средний уровень у - 40% детей, низкий - у 15%.

В ходе проделанной работы по развитию речи посредством развития мелкой моторики, дети достигли следующих результатов:

В процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стихи и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

- Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.

- Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов.

- В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры. - Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

- Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.

Таким образом, результатом работы стали следующие показатели:

• У детей сформированы речевые навыки;

• Повысился уровень развития мелкой моторики;

• Дети стали более эмоционально и умственно развиты;

• Пополнилась предметно-развивающая среда;

• Обогатился родительский опыт в воспитании детей.

Заключение.

В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список использованной литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
2023