НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гредасова Е.М., Бабкина С.И. Проблема ранней профориентации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что значительная часть молодежи делают свой профессиональный выбор разрозненно и противоречиво. Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Следует заметить, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и теряют мотивацию к труду. Поэтому важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.

Работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным. Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношение к труду. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда.

Следовательно, можно утверждать, что начало профориентационной работы лежит именно в дошкольном возрасте. В данном случае речь идет о ранней профориентации. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста- «начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретает ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте».

Приобщение ребенка к миру взрослых является одной из самых актуальных, сложных и значимых проблем современной жизни. Соответственно существуют и разные подходы к решению данной проблемы через ознакомление с трудом взрослых, через овладение детьми трудовыми навыками и операциями, через интерес к личности взрослого человека, отношение к нему. В процессе непрерывной образовательной деятельности при знакомстве детей с трудом взрослых важно расширять и углублять знания о профессиях, направлять работу не столько на количество, сколько на качество даваемой детям информации. Ведь именно содержательность такой информации положительно будет сказываться на будущем профессиональном самоопределении детей.

Работа по ранней профориентации дошкольников должна планироваться и осуществляться в определенной системе, а выбор методов, приемов и средств подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и с привлечением родительского сообщества для решения проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. В этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Знакомство ребенка с миром профессий способствует формированию у него теоретических знаний и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют сведения о разных видах деятельности, пополняют свой словарный запас. Беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду.

Возраст с 3 до 7 является самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Важную роль играет отношение родителей к ранней профориентации. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В семье формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду. Взрослый является образцом, моделью в приобретении ребенком своего собственного опыта.

Библиографический список
1. Пасечникова Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации. Самара.: ЦПО, 2013. 45 с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В.
3. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2022