НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лазутина Т. В., Попова О. С. Методы развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, способного работать в коллективе и для коллектива. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, педагогическое и социально-культурное явление, которое обладает индивидуальностью развития. В этом возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как патриотизм, гражданственность, интернационализм. Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ патриотизма как нравственного образования личности.
Патриотическое воспитание ребенка является сложным педагогическим процессом, базой которого является развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы   и методы работы с дошкольниками.
Л.С. Выготский в своих работах отмечал тот факт, что в старшем дошкольном возрасте появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы по патриотическому воспитанию. Прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей ребёнка. Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что «в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих». Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственно-патриотических качеств личности.В системе воспитательной работы с дошкольниками необходимо использовать предпосылки формирования патриотизма, а именно:
привязанностей ребёнка к своему месту жительства;
участие в труде на благо Родины;
озабоченность неудачами Отечества;
гордость за успехи Отечества.
С чего начинается Родина для маленького ребёнка? Родина для ребёнка начинается с улицы, на которой живёт, где находится детский садик, куда он ходит. В общем смысле Родина ребёнка начинается с родных мест. Со временем дети получают представления о родном городе, селе, об отдельных республиках, регионах России. В.А. Волович, совершенно справедливо заметил, что, воспитывая любовь к родному городу, ребёнка необходимо подвести к пониманию того, что его город — это частичка Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу и т.д.
Формирование у детей представлений о людях родной страны, привитие уважения к тем людям, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя) является особой частью работы по воспитанию любви к Родине является. Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, бесценность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).
Методы воспитания - это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
Все методы подразделяются на три группы.
Первая группа - методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др.). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения. Также они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке и т.п. В дошкольных образовательных учреждениях особое место отводится рассказу.
Рассказ - небольшое по объему связное изложение событий (в повествовательной или описательной форме), содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, показывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.
Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше двух-трех, так как большее количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этих возрастных групп уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.
От воспитателя метод рассказа требует эмоционального изложения, определенной артистичности.
Разъяснение как метод патриотического воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов.
Самое главное при использовании метода разъяснения - не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмах будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.
Беседа - это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с небольшой группой детей. Лучше всего беседу проводить с подгруппами (5-8 человек), так как в этом случае все дети могут принимать участие в диалоге.
Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа - это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может затрагивать явления общественной жизни.
Метод примера - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Данный метод построен на склонности детей к подражанию. Особую роль в воспитании детей играет пример самого воспитателя. Дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее, а еще больше повторять вслед за воспитателем. Воспитатель - пример для ребенка во всех случаях жизни.
Вторая группа - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации). Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде - непременное условие развития и воспитания личности.
Наиболее часто используется метод приучения, который направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения. Приучать ребенка правильно вести себя нужно с момента прихода его в младшую группу детского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.
Для выполнения необходимых действий с помощью приучения требуется определенное время и неоднократное повторение.
Метод приучения органически связан с таким методом, как упражнение. При данном методе требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнения как дрессировку, как механическое повторение действий. Упражнение как метод патриотического воспитания предполагает осознанный подход ребенка к выполнению педагогически оправданных действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. С помощью метода упражнений ребенок в специально созданных педагогических ситуациях овладевает опытом общественного поведения.
Третья группа - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание). Среди указанных методов в дошкольном образовательном учреждении наиболее употребительны методы: поощрение и наказание.
Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение, своим поведением ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения со стороны воспитателя. Особенно необходимы одобрение, похвала при проведении учебного занятия. Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, - ждут подарков, начинают зазнаваться и т.д. При использовании данного метода воспитателю важно знать индивидуальные особенности детей.
В практической деятельности педагоги, выбирая методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами, содержанием в целом. При этом большое значение имеет возраст детей. Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей - это игра.
Список литературы
1.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
2.  Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
3.  Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
4.  Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
5.  Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
6.  Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007
2022