НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вихрова М.В. Адаптация дошкольников с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Адаптация детей с особыми потребностями в дошкольных учреждениях общеразвивающей направленности является наиболее актуальной проблемой в современном обществе. Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребенка», и Закон «Об образовании в Российской Федерации», а также многочисленные международные документы по проблемам инвалидов призывают предоставить детям с ОВЗ равные условия и возможности развития наряду со здоровыми детьми.
Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образовательных услуг и образовательные учреждения.
Малыши не должны делиться на «здоровых» и «с отклонениями». Поэтому решение включать всех детей без исключения в образовательный процесс ДОО является и гуманным, и своевременным.
Для малышей с особыми потребностями адаптация в общеразвивающей группе – процесс длительный, тяжелый и достаточно болезненный. Чем раньше придет этому пора, тем легче и менее проблематично пройдет адаптация. Ребенок, поступая в детский сад, попадает в совершенно новую для него социальную среду: мамы нет рядом, а здесь другой режим дня, другой стиль общения, другие требования. Поэтому сделать пребывание таких дошкольников в детском саду удобным, комфортным и безболезненным и является важной задачей педагогов, воспитателей и родителей.
Вовлечение дошкольников с особыми потребностями в жизнь детского коллектива, включение в образовательный процесс занятий различных видов и форм, построение индивидуального маршрута развития каждого малыша способствует не только более легкой и быстрой адаптации, но и формированию необходимых социальных навыков. Дети, становясь непосредственными участниками всех событий, получают навыки общения с другими детьми и взрослыми, познают нормы и правила поведения, научаются взаимодействовать и разрешать конфликты, т.е. приобретают тот самый социальный опыт, необходимый для успешного обучения в школе.
Это время испытания не только для малышей, но и для родителей. Именно они должны быть «якорем» и «стабилизатором», давать своим чадам положительный эмоциональный настрой и мотивацию к пребыванию в детском саду. Педагоги же, со своей стороны, должны обеспечить родителям информационную и практическую помощь, должны тесно взаимодействовать и информировать родителей (законных представителей) о проблемах и победах наших детей.
Правильная мотивация и положительный настрой, а также индивидуально – личностный подход, вкупе с добросердечным отношением и микроклиматом в группе, помогают детям с особыми потребностями не чувствовать себя «особенными», способствуют развитию самостоятельности и уверенности в своих силах. Востребованность таких детей в повседневном образовательном процессе, незначительные, но такие важные роли в детских утренниках и развлечениях, ответственность дежурных по столовой или занятиям, помогают дошкольникам постигать азы самостоятельности, раскрывать свой потенциал и развивать творческие способности.
Немаловажным фактором является правильно организованная, доступная, интересная предметно – пространственная среда. Манипуляции с различного вида игрушками не только способствуют формированию моторики и двигательных навыков, но и тренируют умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, подчинять свои интересы интересам коллектива, договариваться и решать проблемы, организовывать и участвовать в детских играх.
Не важно, что не будет сразу больших побед, а незначительный успех в каком- либо виде деятельности – это плод успешной и кропотливой ежедневной работы маленького человека над собой. То, что малыш постигает в процессе игры каждый день незаметно, от ребенка с ограниченными возможностями требует напряжения и достаточных усилий. Поэтому так важна похвала и поддержка любым детским успехам и неудачам.
Инклюзивное образование – взаимовыгодный процесс. Обычных детей он учит толерантности, гуманности, воспринимать детей с особыми потребностями как полноправных членов общества, а детям с особыми потребностями дает возможность расширить круг общения, развивает самостоятельность и уверенность в себе, формирует навыки коммуникации и социальной адаптации,

Библиографический список

1.       Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 48-50.
2.       Прокопенко, Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду / Н.Н. Прокопенко / Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – №2 (8). – С. 47–49.
2019