Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Калашникова Л.В., Коротаева Л.В. Пальчиковая гимнастика дома и на занятиях

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Уже широко известно и доказано исследованиями, что уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Следовательно, развивая пальчики ребенка, мы тем самым помогаем ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
С пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми Сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: Ты дров не носил, воды не носил. Игра имела продолжение. Взрослый говорит: Знай наперед: Здесь водичка холодненька (и поглаживал ребенка у запястья). Здесь тепленька (поглаживал у локтя); Здесь горяченька (поглаживал у плеча); А здесь – кипяток, кипяток! (щекотал под мышкой). Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как на логопедических занятиях, так и дома, на познавательных занятиях ( в качестве разминки), в играх, а также непосредственно на занятиях по физической культуре.
Вот несколько видов использования пальчиковой гимнастики на занятии по физической культуре:
1.       Волна. И.п. - руки полусогнуты вперёд, ладони вниз. Выполнить волнообразные движения ладонями, затем руками в целом. Последовательно сгибать и разгибать руки во всех суставах.
2.       Медуза. И.п. – руки полусогнуты, ладони вниз, пальцы врозь. Имитация пальцами движений щупальцев медузы.
3.       Веер. И.п. – руки согнуты вперёд в стороны, ладони вперёд, пальцы максимально разведены. Сначала большой палец прижать к ладони, а затем последовательно прижимать остальные. После этого пальцы разгибать в обратном порядке.
4.       Дирижирование – кистью поочередно правой и левой руки. Затем движения выполнять обеими руками.
5.       Красим. Имитация покраски кистью предметов. Ладонь выполняет расслабленные движения сверху вниз, сверху вниз, слева направо и справа налево.
6.       Бросить снежок. Имитация игры в снежки. Имитация лепки снежка и бросок снежка в цель.
7.       Когти. И.п. –руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладони направлены вниз, пальцы широко разведены и вытянуты до предела. Медленно сгибать пальцы, сжимая их в кулак, а затем медленно выпрямлять до и.п. Сгибать пальцы нужно так, как будто это когти хищной птицы.
Сначала все упражнения выполняются неспеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.
2019