Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Саранчина А.В. Методика работы с лингвистическими терминами на уроках русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Форма ГИА по русскому языку предполагает умение читать формулировку заданий и выполнять эти задания на данных примерах, исходя из прочитанного предписания. Неправильное восприятие учащимися заданий, в основном по причине непонимания смысла используемой в них лексики, приводит к многочисленным ошибками в тренировочных и диагностических работах 9-классников.
Проблема учителей-словесников, работающих в основной общеобразовательной школе, состоит в том, чтобы с 5-го класса научить детей вдумчиво читать не только художественный, но и учебно-лингвистический текст, осознавая отдельные термины и целые терминологические комплексы (многословные фразы), а также языковые примеры, иллюстрирующие теорию.
Данное умение напрямую связано с регулятивными УУД, которые формируются у школьников, начиная с начальной школы, но развиваются эти общепредметные умения достаточно сложно. К 9-му классу объем теоретических знаний по русскому языку становится для учащихся неимоверно широким, т.к. им требуется запомнить много лингвистических терминов и верно понять их при выполнении типовых тестовых заданий.
К сожалению, на этапе подготовки к ОГЭ по русскому языку многие ученики сталкиваются с трудностью осознания заданий. Приведем для примера задание № 5: Из предложений 9–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н» [1]. Учащиеся в буквальном смысле боятся составного термина «краткое страдательное причастие прошедшего времени». Или там же задание № 7: «Среди предложений 31–38 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения», или «Среди предложений 12–17 найдите предложение(-ния) с необособленными однородными определениями» [1].
Не все ученики сразу понимают суть задания, для них очень сложно усвоить длинные лингвистические термины. Возможно, потому что на уроках уделяется очень мало времени работе с терминами по русскому языку. Современные дети не привыкли учить правила, учителя тоже перестали спрашивать эти самые правила, лишь бы писали правильно. Но при подготовке к экзаменам выясняется, что на первый план выступает проблема непонимания заданий экзаменационной работы.
Как же помочь школьникам запомнить, усвоить такие «трудные» научные слова? На помощь могут прийти терминологические фрейм-диктанты.
Термин «фрейм» употребляется в разных значениях, напр.: 1) информационная структура данных, предназначенная для представления стереотипной информации; минимальное описание какого-либо объекта, факта или явления, представленное таким образом, что удаление любой составляющей разрушает это описание; 2) лингвистическая модель состава актантов в предложении [2].В учебных целях мы будем понимать под фреймом полузаполненную таблицу, имеющую пустые ячейки-слоты для рукописного заполнения. Эти ячейки нужно заполнить с учетом информации, уже данной в таблице. По сути, такая таблица – это своеобразный пазл, который нужно «собрать» правильно, но недостающие вставки не даны в готовом виде, их надо придумать самостоятельно. По этой причине фрейм-диктант можно именовать и пазл-диктантом.
С научно-методической точки зрения наш фрейм-диктант (пазл-диктант) как самостоятельное заполнение таблицы является «псевдодиктантом». «Псевдодиктанты по своей сущности не относятся к типу диктантов, т. к. не основаны на методе письма под диктовку, а имеют другой способ предъявления языкового материала и не аудиальное его восприятие. Это обстоятельство, актуальное для теории диктанта, вовсе не препятствует их активному применению в практике обучения» [3, 12-13].
Однако эти виды письменных работ по заполнению неоконченных таблиц могут стать и настоящим обучающим диктантом (в частности, распределительным), если недостающие «пазлы» учитель будет диктовать вразброс, а ученики будут вписывать слова, словосочетания и фразы в нужные ячейки. Такой учебный диктант уместен и на уроке изучения новых знаний (как диктант-упражнение после слов учителя и чтения теории по учебнику), и на последующих уроках.
С точки зрения технологии диктанта фрейм-диктант является гибридной письменной работой, сочетающей творческое и распределительное письмо сначала с диктовкой учителя, а потом без его диктовки. В таком случае учитель использует, во-первых, технологию творческого диктанта с элементами сочинения (в нашем случае со вставкой недостающих языковых примеров) и/или элементами изложения, т.е. пересказа изученной теории. Во-вторых, технологию распределительного диктанта, т.к. заполнение таблицы обязательно проводится с группировкой теоретического и практического материала. В каждом конкретном фрейм-диктанте информация распределяется по ячейкам.
По программной тематике фрейм-диктанты относятся к тематическим, т.к. составляются на одну тему, например: Что такое деепричастие, Разряды местоимений, Виды сложных предложений, Виды сложноподчиненных предложений и проч.
В зависимости от программной тематики, задач и технологии выполнения фрейм-диктант может иметь несколько разновидностей.
В таблице 1 приведём пример распределительного фрейм-диктанта с элементами сочинения, т.е. со вставкой недостающих языковых примеров. Желательно включать в ячейки собственные примеры, чтобы ученик мог показать, насколько верно понимает теоретическую информацию. Конструирование / подбор примеров по теме «Виды сочинительных союзов» осуществляется по опорам (в отдельных ячейках даны союзы) и без опор – на это указывает вопросительный знак, стоящий в пустых ячейке.
Логика данного фрейма заключается в том, чтобы использовать в примерах нужные союзы. Так, в предложении Купили ручки и карандаши есть союз и, поэтому он написан перед примером, стоящим в первой левой ячейке. По аналогии под каждым союзом ученику следует записать свой пример; если союз не указан, его надо вписать самостоятельно, а потом привести пример.
Таблица 1. Пример фрейма по теме «Сочинительные союзы при однородных членах предложения»

Сочинительные союзы при однородных членах предложения

Соединительные

Противительные

Разделительные

И: Купили ручки и карандаши.

А:

ИЛИ: Выбирай кино или цирк.

ни … ни

?

либо:

?

НО: Я устал, но доделал работу.

?

?

зато

ТО … ТО:

НЕ ТОЛЬКО.., НО И: Мы на уроке не только читали, но и писали.

?

?



При изучении признаков частей речи необходимы уже другие морфологические фрейм-диктанты – понятийно-терминологические, помогающие ученикам понять структурно-смысловые части дефиниции и осознанно запомнить определение понятия изучаемой части речи. В конце таких диктантов могут быть даны примеры, в т.ч. с помощью диктовки.
Раздаточные карточки, заполняемые учениками при выполнении фрейм-диктанта, мы сначала выдаем в готовом виде – визуальный пример см. в таблице 2. На продвинутом этапе обучения дети могут по заданию учителя или по своему желанию (вместо типового домашнего задания) готовить пазловый самодиктант.
Таблица 2. Пример фрейма по теме «Причастие»
Причастие – это?
которая отвечает?
и обозначает?

Причастие образуется от?

и имеет признаки?


Признаки?



Признаки прилагательного

Возвратность (что это?)

?

?

Число (какое может быть?)

?



Форма (какая может быть?)

Действительные причастия

?

Обозначают действие, которое?
Обозначают действие, которое?

Суффиксы настоящего времени

?

?

-ом-? -им-

Суффиксы? времени


?

-т-,?

Причастие с зависимыми словами – это?


Учащимся необходимо понять логику построения фрейма, учитывая оппозиционные пары терминов в каждой теме. При заполнении ячеек-слотов смотрим подсказки в самой таблице. Нужно сопоставить имеющуюся информацию и отношение знака «?» к этой информации, затем заполнить пустое место, восстановив цельную структуру фрейма.
Чтобы индивидуализировать и дифференцировать задания, учитель может выбирать варианты работы по заполнению таблицы, корректируя объем информации и степень сложности материала. На одну и ту же тему может быть разработано несколько вариантов фреймов с разными пустыми ячейками.

Включение фрейм-таблиц в систему уроков по новой теме

Изучение новой темы. На этапе усвоения новых знаний таблицы-фреймы мы раздаем учащимся для самостоятельной работы с познавательным текстом учебника. В более слабых классах учащиеся заполняют таблицы с помощью учителя.
Повторение и обобщение изученного. Учащиеся могут дополнять и корректировать информацию в таблицах в классе и дома. На повторительно-обобщающих уроках таблицами-фреймами можно пользоваться при выполнении письменных заданий и во время ответа у доски.
Проверка и контроль знаний. На этапе проверки знаний по пройденной теме фрейм-таблицы используются как контрольные листы, которые заполняются учащимися самостоятельно и проверяются учителем.
Через использование терминологических диктантов-фреймов решается целый ряд задач:
1.       Более прочное усвоение лингвистической информации (терминов, их дефиниций).
2.       Осознание учащимися «слабых» мест в знании темы.
3.       Возможность соединения теории с практикой.
4.       Формирование и развитие, в первую очередь, регулятивных УУД*.
5.       Индивидуализация контроля знаний.
6.       Обновление видов работ и приемов обучения.
*Примечание. Если более подробно говорить о метапредметных результатах, то, несомненно, фрейм-диктанты дают возможность учителю на одном этапе урока формировать комплекс учебных универсальных действий.
Регулятивные УУД: Целеполагание – соотнесение уже известного и еще не известного (например, в 5 классе при повторении тем «Существительное», «Прилагательное», «Глагол»). Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном (в очень слабых классах можно предложить учащимся сначала заполнить фрейм самостоятельно, а потом сверить с образцом, заполненным учителем, такой прием использовать на этапе изучения нового материала). Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив. Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (формирование двух последних УУД также происходит на этапе знакомства с новой информацией).
Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (чтобы заполнить фрейм, учащиеся пользуются учебником, справочной литературой и структурируют материал в виде таблицы-фрейма). Синтез – составление целого из частей (это как раз и есть основная цель диктанта-фрейма). Установление причинно-следственных связей и построение логическое цепи рассуждений (учащиеся должны понять логику размещения пустых ячеек).
Анализ результатов первых грамматических диктантов-фреймов в 8 классе показал, что учащиеся плохо усвоили теоретический материал по морфологии и синтаксису. Многие не поняли структуру и логику фрейма, так как не выполнили домашнее задание (нужно было повторить изученное). Большинство затруднились привести свои примеры либо привели их неверно. Однако после работы с фрейм-таблицей учащиеся выполняли практическое задание на карточках. Например, подчеркивали предикативную основу предложений, определяли вид односоставных предложений. Интересно то, что большинство учеников выполнили практическое задание на «4» и «5». Значит, тему школьники усвоили, если достаточно хорошо ориентируются в определении видов односоставных предложений, хотя не обладают прочными «терминологическими» знаниями. Таким образом, предложенные нами фрейм-диктанты помогают повышать качество подготовки по грамматике русского языка.

Использованные источники

1.       Открытый банк заданий ФИПИ / Режим доступа: http://85.142.162.116/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=6CE14B44374E95B34729437ACB21FF64&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416.
2.       Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов: (С пер., этимологией и толкованием) / Н.Г. Комлев. - Москва: Издательство МГУ, 1995. - 143 с.
3.       Острикова Т.А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: История, теория и практика диктанта: учебное пособие/ Т. А. Острикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. – 176 с.
osen2020@mail.ru, +7-906-952-44-30
2018