Актуальные вопросы начального общего образования

Рожкова Е. В. Формирование у учащихся ценностного отношения к природе и здоровью через урочную деятельность

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью через урочную деятельность. В последние годы в нашем обществе все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащейся молодежи. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Чтобы сформировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, следует не только говорить о его значении для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью, оснащая школьника привычками и навыками, которые избавляют человека от тяжелых напряжений, т.е. формировать культуру здоровья.
Культура здоровья – личностное качество каждого человека, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека.
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ)—обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные принципы здоровьесберегающей технологии:
ü  Принцип не нанеси вреда
ü  Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
ü  Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психическое здоровье).
ü  Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке).
ü  Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (индивидуальный подход к учащимся).
ü  Принцип соответствия содержания и организации обучения.
ü  Принцип активных методов обучения.
ü  Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
·       Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
·       Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
·       Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но исходя из этих принципов, не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
ü строгая дозировка учебной нагрузки;
ü построение урока с учётом работоспособности учащихся;
ü соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
ü благоприятный эмоциональный настрой;
ü проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Рациональная организованность урока с учетом работоспособности учащихся
1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)
2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)
3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут
4) Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2
6) Чередование позы ученика
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
        Практическая направленность учебного предмета «Мир природы и человека», реализуется через развитие способности к использованию знаний об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
        Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий, а также я использую поучительные сказки, викторины и выставки работ.
        На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.
Учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье - важнейшая задача каждого учителя. В этом нелегком деле можно использовать различные методы и приемы. Это и личный пример, и внеклассные мероприятия, часы здоровья, спортивные мероприятия, динамические разминки и многое другое.
Современный учитель, если он претендует на это звание, должен поставить эту задачу на одно из первых мест в моей педагогической деятельности.
Формирование у учащихся ценностного отношения к природе через урочную деятельность. Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы. Главной задачей такого воспитания будет являться воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сбережении и сохранении.
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей: так она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, экскурсиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в изобразительном искусстве.
Как актуальная социально-педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизывать все направления планирования работы школы. Экологические вопросы должны рассматриваться в урочной и внеурочной деятельности, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.
Формирование ценностного отношения к природе во многом определяется качеством образования и воспитания, носит междисциплинарный характер. На первых этапах формирования экологического воспитания наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о путях ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, необходимо показать непривлекательность безответственных действий, таким образом, учитель может использовать пример и поощрение. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то повышается вероятность сформирования экологически грамотной и воспитанной личности.
Для формирования экологического воспитания школьников возможно использование всех методов,
Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы, а также экологические сказки, притчи – способствуют формированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях и законах природы;
Воспроизводящие – содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков;
Проблемно-поисковые – в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.
Педагогическая технология формирования у школьников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья:
 - формирование интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- развитие социально ценных мотивов отношения личности к природе;
- раскрытие универсальной ценности природы;
- формирование экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;
- включение в непосредственную работу по охране природы родного края;
- побуждение к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение к контролю и оценке результатов собственной природоохранительной деятельности.
Говоря о формировании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ученику необходимы не только знания об окружающем мире, но и непосредственное взаимодействие с природой, через различные виды деятельности. Например, такие, как трудовая (уборка территории), оценочная, природоохранительная, шефская (изготовление кормушек для птиц), опытническая, спортивно-оздоровительная, учебно-познавательная, игровая, контрольная, пропагандистская (создание буклетов «Поможем бездомным животным»), исследовательская, туристско-краеведческая, художественная, и др. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Библиографический список

1. Алексеев С. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22.
2. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75.
3. Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47.
4. Зверев И. Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2003. – 232 с.
5. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). https://fgosreestr.ru/
7. Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115.
8 .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с. 
2022