НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дульберг Н.Ю. Интеграция краеведческого материала в творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Дульберг Н.Ю. Интеграция краеведческого материала в творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

В последнее время большое внимание уделяется знакомству дошкольников с изобразительным искусством, которое формирует основы эстетического вкуса, развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, предметов, оценивать явления действительности, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.

Я работаю в системе дошкольного образования свыше 30 лет, педагогом дополнительного образования в течение 10 лет. Главным в своей работе я считаю развитие творческого потенциала, индивидуальности каждого воспитанника через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству Кубани. В продуктивной изобразительной деятельности дошкольники знакомятся с окружающим миром, родным краем и городом, кубанским народным творчеством.

Эстетическое воспитание - это сложный и длительный процесс, дети получают первое художественное впечатление, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Изобразительное искусство интересно, увлекательно для дошкольника, так как оно имеет возможность изобразить окружающую действительность с помощью карандаша, красок и бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления, удовлетворения и гордости.

Для успешной реализации краеведческого материала в образовательной деятельности очень важно, на мой взгляд, развивать художественно-творческие способности детей через знакомство с культурой кубанского края и творчеством кубанских мастеров декоративно-прикладного искусства и художников. Формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном крае, знакомство с традициями я начинаю с воспитанниками старшей группы. Знакомлю детей с Петриковской росписью, учу выделять ее характерные особенности (элементы, сочетание цветов); составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, используя ягоды, листья, «травинки», завитки. Рассматривая узоры, воспитанники выделяют чередование разных элементов; учатся выбирать цвета и смешивать краску на палитре.

Основная задача в работе с детьми 5-6 лет - знакомство с элементами Петриковской росписи, а с детьми 6-7 лет - объединение элементов в единое изображение и знакомство с более сложными элементами с использованием двухцветного мазка - цветок «огонёк» (рис. 1), цветы льна, гроздь рябины (рис. 2).

Рисунок 1. «Петриковский цветок –«огонек»

Рисунок 2. «Кубанская рябина»

Знакомясь с народным промыслом Кубани, мы воспитываем у дошкольников уважение к кубанским умельцам, к их труду.

Большой популярностью в нашем дошкольном учреждении пользуются

выставки и конкурсы детского изобразительного творчества. Холлы и рекреации детского сада украшены работами наших воспитанников – участниками различных конкурсов: «Кубань - мой край родной», «Калейдоскоп осени» «Лето на Кубани», «Кубанская зима», «Пасха в кубанской семье». Дети и родители испытывают гордость, видя на выставке свои творческие работы.

Мои воспитанники любят осваивать новые нетрадиционные техники рисования и открывать безграничный мир фантазии и творчества. Для детей невероятно интересной техникой является пуантилизм. Из названия понятно, что «пуантилизм» – это рисование точками (точечными мазками). Особенность техники - это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. В технике пуантилизма дети любят рисовать Азовское море, различные пейзажи (рис. 3).

Рисуок 3. «Красота моего края»

Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение выставок изделий, выполненных местными мастерами декоративно-прикладного творчества, а также руками членов семей наших воспитанников: «Золотые руки мамы», «Кубань мастеровая», «Пасха в кубанской семье».

Эти мероприятия позволяют ближе познакомить детей с рукотворными изделиями мастеров, прикоснуться, подержать в руках, поиграть ими. Именно они помогают воспитывать чувства уважения к мастерам народного творчества. Совместные мероприятия с руководителем объединения художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Турмалин» Бахмач Н.А. познакомили детей с авторской коллекцией народных кукол, к которой у дошкольников проявился огромный интерес (рис. 4).

Рисунок 4. Встреча с Бахмач Н. А.

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, особое внимание я уделяю развитию детской инициативы и творческого потенциала посредством проектной деятельности. Заслуживает внимания образовательный проект «Кукольный календарь». Он разработан и реализован с целью - пробудить интерес дошкольников к народной культуре и традиционной народной кукле.

Работа над проектом позволила:

- изучить историческую ценность народных тряпичных кукол, взаимосвязь времен года и народных праздников с изготовлением кукол,

- привлечь внимание дошкольников и их родителей к изготовлению куколок своими руками,

- открыть возможность использования тряпичных кукол в повседневной жизни для сувениров и подарков.

Совместно с воспитанниками мы изготавливаем тряпичных кукол по народным старинным традициям, учитываем элементы кубанский культуры, подбираем цветовую гамму, узоры, элементы национального костюма. В результаты совместной кропотливой работы у нас получилась кукла «Кубанская казачка» (рис. 5).

Рисунок 5. «Кубанская казачка»

Как подтверждает моя многолетняя практика работы, функционирование в детском саду изостудии необходимо и приводит к стабильно положительным результатам: занятия способствуют формированию стойкого интереса к народной культуре, традициям, отрабатываются практические навыки по изодеятельности. Показателями успешности и эффективности проводимой работы являются многочисленные победы моих воспитанников в муниципальных, всероссийских, международных творческих конкурсах.

Таким образом, изучение дошкольниками народного декоративно-прикладного искусства заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов у детей дошкольного возраста.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная мудрость гласит: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». И это истина, ведь трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Уверена, что любовь к родному городу, краю, к культурным традициям, привитая в детском саду, перерастет у моих воспитанников в чувство уважения и гордости за нее.

Библиографический список.1. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий).- Волгоград: издательство «Учитель», 2009

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: издательство «Скрипторий», 2008.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников», изд-во «Педагогическое общество России, 2005 г.

4. Моргуновская Ю. О., Лоскуток и соломинка: русские народные куклы своими руками. – Москва: Эксмо, 2020г.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозайка – Синтез, 2005.

6. Тарасова О.В. Куклы-обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки. – Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», 2016 г.
2023