НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дычко Д.В. Речевое развитие детей в подготовительной группе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


Одна из ведущих психических функции в развитии человека – речевая. Речь является, возможно, чуть ли не самой поздней в появлении и становлении человека как биологического вида. Но в настоящий момент речевое развитие приобрело колоссальные изменения. Это не только устная, но и письменная, и цифровая, и знаковая деятельность. Речь, подобно пирожному, приобретает огромное количество нюансов, эмоциональных  и смысловых подтекстов. Культура языка включает в себя и правильное звукопроизношение, и владение речевыми паузами, и контроль за голосовой окраской, и умение пользоваться монологической и диалогической речью. Для всего этого необходимо достаточное развитие памяти, внимания, восприятия, слуха, зрения, социализации и логики. Следовательно, речевое развитие – это полномасштабное личностное развитие ребенка.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении предполагает интеграцию, это касается в том числе и взаимодействия воспитателя и логопеда. Автоматизация звуков предполагает акцентирование правильного звукопроизношения в различных видах деятельности. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился красиво говорить, грамотно выражать свои мысли, правильно строить предложения и составлять небольшие рассказы? Развивайте способности вашего малыша с помощью книг.
Предметная игра – это мир новых понятий, как существительных, так и глаголов в обрамлении коллективных и индивидуальных сюжетно-ролевых игр. Чем выше степень речевого развития, тем шире круг игровых фантазий. Допустим, игра «Зоопарк» – это и игра ролевая, это и игра по правилам, которые контролируют действия всех участников. Изображение диких животных предполагает грозный и громкий голосовой окрас, четкий сонорный выпад, избирательность речевой активности, а также выборочные статические и динамические мышечные позы. Но, поскольку, это игра-взаимодействие, то оно предполагает и речевую вариативность.
Огромное значение в речевом развитие имеет устное народное творчество, которым пронизаны русские сказки и народные русские игры. Песенки и прибаутки, стишки и куплеты, привязанные к конкретной ситуации, просты в исполнении и недвусмысленны в понимании. Необходимо использовать в работе педагога практический речевой материал, позволяющий при автоматизации и дифференциации звуков, чаще всего нуждающихся в коррекции, расширять и активировать словарь детей, развивать слуховое и речевое внимание, произвольную память, формировать навыки словоизменения и словообразования. В формировании навыков словоизменения и словообразования при коррекции звука полезны речевые игры для формирования лексико-грамматических категорий на базе определенного корректируемого звука. Речевое поведение – это то поведение, которое оформлено не только правильностью и звучностью произношения, но и патриотичностью (вниманием к родным речевым и поведенческим истокам), акцентированием внимания детей на красоте, выразительности и мелодичности языка. Здесь можно предложить детям на основе полученных материалов самим придумать песенки-чудесенки. Развитие фантазии – это расширение рамок восприятия.
В старшем дошкольном возрасте для ребенка становится важным показать свои знания и умения, на этом этапе игра постепенно трансформируется в познавательную деятельность. Совершенствуются процессы восприятия, внимание, память, активно развивается наглядно-образное мышление на основе воображения. Практика использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)  позволяет сделать вывод – использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением: современность и актуальность учебного материала; наличие дополнительного и сопутствующего материала; эстетичность и наглядность; обучение через игровую или практическую деятельность; повышение интереса к проблеме.
Понятие «цифры» с ранних лет присутствует в жизни ребенка. Это, например, сказки: «Маша и 3 медведя», «Коза и 7 козлят». В спортивном досуге – это обозначение команд, места расположения, правил спортивных игр. Например, упражнения в броске мяча, баскетбол или прыжки на скакалке. Воспитатель поднимает цифру, а дети исполняют физическое упражнение столько раз, сколько показано в цифре, озвучивается данный математический знак.  Это и подвижная игра «Горячий мяч». Цифры присутствуют в осознании себя в окружающем мире – это даты, месяца, времена года, время суток, мерки измерения. Например, выбор карточки с конкретной датой или рисование кроватей Михаила Потапыча, его жены Медведицы и маленького Медвежонка с проговариванием каждого действия, где точкой отсчета считается одна клетка.
Подготовительная группа – это почти школьники, их речь включает в себя согласование существительных и числительных. Не запутывая детей в новых играх, можно воспользоваться уже давно известной игрой «Чего не стало?» (где ответами будут: одного карандаша, двух книжек, пяти кубиков) или дидактической игрой «Чем играет Олененок?» (где ответами будут: одним карандашом, двумя ленточками, пятью кубиками).
Большую заинтересованность проявляют дети старшего дошкольного возраста в игре «Правила дорожного движения», задачей которой является понимание и соблюдение знаков, регулирующих дорожное движения. Происходит самостоятельная коррекция своего поведения, исходя из написанных и прочтенных знаков, развитие восприятия, памяти, логики. На данном этапе, кроме проведения активных сюжетно-ролевых игр непосредственно в детском саду, необходимо тесное взаимодействие с родителями., которые практикуют на дороге знания детей, полученные в теоритических развивающих алгоритмах.
Даже в костюмированных центрах чувствуется речевое развитие – это и знаки (доктор, полицейский), и привлечение к деталям (учитель – это указка, повар – это фартук и колпак, строитель – это каска). А детали в речи – это развернутые предложения, это увеличение мыслительной деятельности, это открытый характер и дружелюбие. В свою очередь, такие детали ведут к формированию диалога. Диалог – это речевая потребность. Значит, игра – это, можно сказать, речевая потребность. Со временем игра усложняется и по характеру, и по количеству участников. То есть, и диалог становится многогранной и разнонаправленной конструкцией, основанной на письменных знаках.
Стимулом к речи может являться и видеоизображение, где зрение, слух, восприятия, в том числе и фантазия, соединяются в новый словесный букет (череду слов, фраз). Когда дети выбрали тему проекта «Мои домашние животные», помощники – картинки преобразуются в видео-помощники. Здесь в речевое обрамление включается и временной фактор, так как изображение динамично. Стоит отметить, что обозначая задачу для речевого решения, детям необходимо знать цель для решения этой задачи. Иногда все действия определяются именно целью, а не задачей. Например, цель: рассказ о домашней собаке. По картинке ребенку это не так интересно, как рассказать о конкретной своей собаке. Даже если наша задача описать данную собаку, мы отойдем в сторонку и послушаем собственно созданный ребенком рассказ. Этот рассказ очень важен для развития ребенка, у него будет эмоциональный выплеск через свой рассказ. И вот теперь необходимо общую цель конкретизировать в нужную для обучения ребенка задачу. Мы говорим об индивидуальном обучении. Конечно, это энерго и время затратное обучение, но это действительное воздействие.
Даже чистая речь нуждается в красивом обрамлении, потому, что мы не роботы и используем не заученные тексты. Голосовые упражнения и игры необходимы для выработки умения регулировать свой голос. Они могут включаться и в режимные моменты. Например, дидактические игры «День-ночь», «Песенки-баюкалки для куколок». Большое значение имеют и хоровые тематические песни, радостные и громкие поздравления и хороводы, которые звучат на днях рождения детей. Требуется включать в свои ежедневные взаимодействия с детьми и дыхательные упражнения, они вызывают у детей положительные эмоции. Например, это игра «Бассейн»: дети сидят в кругу, в центре «бассейн с теплой и чистой водой, в которой невозможно утонуть» (то есть, приятные условия оговорены), ротики «закрыты на ключик». И все, включая воспитательницу, набирают воздух носом. Затем по знаку воспитателя дети опускают головы в центр, сидя на стульчиках – они «нырнули». Дети фиксируют своё положение и задерживают своё дыхание. Кто больше задержит дыхание (кто дольше продержится в « бассейне»), тот и выиграет. С каждым разом игра становится все дольше и всё интереснее. Но с дыхательными и голосовыми упражнениями и играми необходимо быть осторожными. Например, мороз предполагает на улице скорее дыхательные игры носиками. Сила же вдоха - выдоха должна корректироваться воспитателем. Это всё-таки, не трубы паровозов, а дети.
Речевое поведение включает в себя и умение спорить. Вот где диалог и монолог сплетаются в единое целое. Вот где важно знать рамки дозволенного. Здесь необходимо акцентировать внимание детей на цели спора. Цель определяет и тему, и задачу спора, и даже речевое поведение. Например, дети спорят о том, кто лучше умеет кататься на самокате, в ход могут пойти  и слезы, и кулаки. Необходимо успокоить детей и спросить: «Разве целью их спора была драка?» Можно предложить выйти на улицу и посмотреть, кто как катается на самокате. На улице уже появляются такие психические функции, как оценка и самооценка, которые возможны только при наличии оговоренных общих стандартов. Здесь стандарты не обесценивают усилия детей, а выявляют различные, но примерно одинаковые по наличию и качеству спортивные достижения.
Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что речевое развитие детей подготовительной группы составляет и простые, и сложные предложения. Речь изобилует синтаксически сложными конструкциями, и эмоционально выразительными предложениями. Речь представляет собой как простейшие математические функции, так и развернутые смысловые подтекста. Формы разговорной речи оформлены как монологичной, так и диалогичной речью. Речевое развитие, как следствие, представляет собой все более усложненное речевое поведение, включающее в себя различное речевое творчество, развитие доброты, эмпатии и справедливости.


Библиографический список

1.    Александрова О.В. Развитие речи для малышей. М.: Эксмо, 2010. - 48 с. - (Ломоносовские энциклопедии-мини).
2.    Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
3.    Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c
4.    Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
5.    Костылева Ксения Анатольевна. «Использование ИКТ в образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»
2022